Публикации прессы

05.04.2013Анализ рейтинга Навального (комментарий социолога)

Денис Волков
социолог Левада-Центра

Вчера ряд независимых СМИ, ссылаясь на данные Левада-Центра, объявили о том, что «электоральный рейтинг Навального падает». Это некорректная интерпретация наших данных. И так как сейчас вокруг этих цифр начинают разворачиваться настоящие баталии, будет уместно сделать пару комментариев.

Во-первых, однозначно растет информированность населения о Навальном и его кампаниях: с 6% в апреле 2011 года до 37% в марте 2013. Наиболее стремительный рост пришелся на конец 2011-начало 2012 года. Связано это, конечно с движением «За честные выборы!», одним из главных героев которого и стал Алексей Навальный (согласно опросу Левада-Центра на митинге 24 декабря 2011 года поддержать его на президентских выборах были готовы 22% протестующих – лучший результат среди остальных политиков, выступавших со сцены, сравнимый с рейтингом Явлинского – 21% и Прохорова – 15%.)

Произошло это благодаря тому, что масштаб протестных событий прорвал информационную блокаду крупных телевизионных (и контролируемых государством) телеканалов, которые отвечают за формирование представления о происходящем у более чем 70% населения страны. Для сравнения, регулярно узнают новости из интернета не более 15% наших граждан. Во-вторых, по мнению большинства активистов, с которыми беседовали социологи нашего центра, изучая перспективы протестного движения, Навальный оказался одним из немногих лидеров оппозиции, которые заметно укрепили свой авторитет среди активистов протеста (напротив, и Явлинсикий, и Прохоров несомненно потеряли в глазах активистов). Почему же происходит снижение готовности голосовать за Навального?

Нужно обратить внимание на то, что вопрос о том, готов ли человек поддержать его кандидатуру на выборах президента задается лишь тем, кто слышал о политике (о чем и указано на нашем сайте). В марте 2011 года знали о Навальном 6% населения – во многом его сторонники. Неудивительно, что среди них готовы были проголосовать за него 33% (что в пересчете на все население составляет порядка 2%. Соответственно, с ростом известности Навального за счет его появления на федеральных каналах (которые последнее время особенно яростно занимаются дискредитацией не только оппозиции, но и независимых гражданских инициатив и некоммерческих организаций), вопрос о голосовании за Навального задается не только его непосредственным сторонникам, но значительной доли обычных граждан.

В марте 2012 года поддержать политика на выборах президента были готовы 19% от четверти населения страны (то есть 5% россиян), в марте 2013 года – 14% от более чем трети населения (то есть все те же 5% граждан). То есть для того чтобы повысить свой «президентский рейтинг», Навальному придется «заходить на территорию противника», и завоевывать «голоса» не только оппозиционно настроенных граждан, но и тех, кто сегодня поддерживает власть. Без свободного доступа на телевидение, при довольно слабом развитии альтернативных каналов распространения информации, сделать ему это будет сложно.

Читать на сайте Эха

Источник: 
Эхо Москвы