Пресс-выпуски

Россияне об Израиле

С 15 по 18 апреля 2011 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов*. Статистическая погрешность данных этих исследований не  превышает 3,4%.

Отношение к Израилю

Большинство россиян (65% в 2003 году, 56% — в 2008 г., 69% — в  2011 г.) позитивно относятся к Израилю, причем с течением времени, если сравнивать с опросами 20-летней давности, это отношение становится, если не  дружественным, то, по крайней мере, более спокойным и открытым.** Неприязненные установки, сохраняющиеся с советских времен и проводимой тогда политики государственного антисемитизма и  антисионистской пропаганды, присущи относительному меньшинству (соответственно, по годам: 17%, 24% и 15%). Они незначительно растут при усилении критики в российских СМИ израильской политики по отношению к палестинцам, но затем, как правило, всегда снижаются, поскольку образ Израиля в целом остается позитивным и, более того, с  течением времени, по мере расширения знания о жизни в Израиле, становится все более привлекательным.

Особую роль здесь играют два содержательных момента, которые чрезвычайно высоко котируются в общественном мнении России: первый — растущая убежденность в том, что Израиль создал эффективную и доступную для населения систему социальной защиты и  обеспечения, в первую очередь – медицинского обслуживания населения, опирающуюся на развитую, высокотехнологичную экономику и демократические государственные институты. (Мнения о социальном обеспечении, как можно предполагать, распространяются среди российского населения по неформальным межличностным каналам). Такого рода сведения явно не поступают из официальных средств массовой информации, ТВ или контролируемой Кремлем печати, но так или иначе – через рассказы родственников в Израиле или посещающих Израиль, информация об этом создает благоприятный фон для Израиля.

Второй связан с  впечатлением силы, производимой действиями Израиля по защите своей территории и граждан от нападений арабских террористов, эффективности его армии, поддерживаемой обществом, а также от того состояния морального духа, коллективной ответственности и общей сплоченности. В  России традиционно уважают силу, и успехи израильского общества (несмотря на ощутимо недоброжелательный тон многих оппозиционных политиков по отношению к Израилю — коммунистов, жириновцев и др.), действуют на  воображение россиян, нейтрализуя следы прежней антиизраильской пропаганды.

Индифферентны, равнодушны и далеки от какого бы то ни  было интереса по  отношению к Израилю (и его окружению), главным образом, пожилые и малообразованные люди, жители периферийных малых городов и сел с ограниченным информационным горизонтом и общественными запросами. Объем этих групп составляет от 16 до 20% от общего числа опрошенных.

Структура образа Израиля мало меняется на протяжении тех лет, когда проводились опросы общественного мнения в России.

КОГДА ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ИЗРАИЛЕ, ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИХОДИТ ВАМ НА УМ?

 

2008
май

2011
апрель

Евреи, еврейский народ, их качества

49 

45 

История, библейские мотивы,
возникновение христианства

19 

34 

Напряженность на Ближнем Востоке,
палестино-израильский конфликт

19 

20 

Развитая европейская страна, демократия

14 

Соотечественники,
выходцы из стран бывшего СССР

14 

Иудаизм, еврейская культура, религия,
традиции, праздники

12 

11 

Сильное государство, победы в войнах
на Ближнем Востоке

11 

Развитая экономика

10 

Сионизм,
политика создания еврейского государства

Мировой сионистский заговор

Другое

Затруднились ответить

16 

12 

ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ИЗРАИЛЕ?

Это…

%

1. еврейская страна

 

54 

2.агрессивное националистическое государство

10 

3. Это страна…

с которой связано возникновение христианства

26 

4. где находятся святыни мировых религий

26 

5. куда уезжают знакомые евреи

21 

6. с быстро развивающейся экономикой

19 

7. защищающая себя, свою независимость

16 

8. где постоянно идет война, совершаются террористические акты

16 

9. одна из  демократических стран

10 

10. где хорошие курорты, где хорошо отдыхать

10 

11. имеющая одну из самых сильных спецслужб и  разведку

12. не знаю, затрудняюсь ответить

Октябрь 1997 год, N=1500 

Опросы, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что соотношение тех, кто говорит, что у них в последнее время улучшилось отношение к Израилю, и тех, кто заявляет об  ухудшении своего отношения к еврейскому государству, составляет 9:1. Хотя большая часть опрошенных (60%) говорит о  том, что их отношение к Израилю не изменилось и продолжает оставаться спокойным, таким же, как к другим странам, в действительности это означает существенное изменение отношения к этой стране. Израиль в советское время — и следы этого отношения фиксировались исследованиями нашего Центра в  1990-1992 гг. – был одним из  пяти главных потенциальных противников СССР; еще в начале 1990-х годов симпатии респондентов к палестинцам существенно перевешивали симпатии к  израильтянам.

Особенно заметные сдвиги в отношении к Израилю произошли в группах, отличающихся социальной дееспособностью, активностью, компетентностью, информированностью, короче, большими ресурсами — у молодых, наиболее образованных, связанных с  бизнесом или имеющих собственное дело, среди директорского корпуса и  специалистов. (Оценки и представления этих групп оказывают с течением времени воздействие на общественное мнение и принимаются другими, более широкими слоями и группами). Недоверием и  подозрительностью в данном отношении отличаются как раз люди пожилого возраста, низкообразованные, живущие на  периферии, где сохраняется в большей степени инерция советского уклада жизни и соответствующие той эпохе идеологические клише. Важным обстоятельством изменения негативных установок является информация, идущая от уехавших, волнами распространяющаяся в среде, которая отличается повышенным интересом к Израилю и  другим странам еврейской эмиграции. А это довольно значительная часть населения: 27-29% опрошенных имеет родственников и друзей среди эмигрантов, 5% респондентов, заявили, что в круге их ближайших знакомых и  родственников есть те, кто собирается уехать в самое ближайшее время. Об улучшившемся восприятии Израиля и  смягчении прежнего недоброжелательства свидетельствует, пусть и косвенным образом, заметный рост числа тех, кто хотел бы съездить в эту страну с туристическими или гостевыми целями.

Также позитивно воспринимаются и оцениваются межгосударственные отношения между Израилем и  Россией. Поскольку это мнения заданы общими информационными и идеологическими каналами, отражающими политические установки руководства страны на протяжении длительного периода времени, то колебания в разных социальных средах минимальны. В 1996 году отношения между Россией и Израилем оценивались следующим образом: «дружескими» их назвали 17%, «чисто партнерскими» — 46%, «неприятельскими и враждебными» – 4% (34% затруднились ответить).

В числе дружественных стран Израиль называют лишь 4% (в среднем за  последние 5 лет), недружественно или враждебно настроенным по отношению к  России его считают 3% (оба вопроса задаются в открытой форме).

Примерно так же (с учетом изменения формулировок анкеты) характеризуются они и в самые последние годы:

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ НЫНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИЗРАИЛЕМ?

 

2008 

май

2011 

апрель

Дружественные

Хорошие, добрососедские

14 

13 

Нормальные, спокойные

48 

54 

Прохладные

15 

10 

Напряженные

Враждебные

0.6 

0.6 

Затруднились ответить

14 

12 

Соотношение позитивных
и негативных мнений

3.4 

5.7 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ОЦЕНОК ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И РОССИЕЙ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

 

Сумма
положительных
мнений

Сумма
отрицательных
мнений

В среднем

75 

13 

Предприниматель

75 

18 

Руководитель

74 

15 

Специалист с высшим образованием

76 

12 

Военнослужащий,
сотрудник правоохранительных органов

78 

16 

Служащий (без высшего образования)

73 

13 

Рабочий

77 

11 

Учащийся, студент

79 

11 

Пенсионер

70 

16 

Домохозяйка

72 

14 

Безработный

75 

Вместе с тем, интерес россиян к тому, что происходит в Израиле, нельзя назвать высоким или даже сколько-нибудь распространенным. Справедливости ради следует сказать, что вообще интерес к  тому, что происходит в мире, в  других странах в России невелик.

Интерес к информации об Израиле

События в Израиле редко оказываются в поле внимания российских средств массовой информации (соответственно, россиян), главным образом, лишь в связи с  обстоятельствами конфликтных отношений между евреями и арабами. Но значимость событий в Израиле или в этом регионе в целом для российской публики невелика. Интерес к ним ниже, чем интерес к США, к европейским странам или к Японии. 22% вообще не  смогли ответить на вопрос, что их интересует или могло бы интересовать в  Израиле. Ответы слабо дифференцированы (в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов) и среди них нет явно выделяемых сфер, привлекающих внимание и мотивирующих спрос на нужную информацию (в среднем каждый опрошенный называл лишь около двух тем, что немного).

КАКОГО РОДА ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗРАИЛЕ ВАС ИНТЕРЕСУЕТ БОЛЕЕ ВСЕГО? (приводятся распределения по 5 наиболее часто даваемым ответам; жирным шрифтом выделены значимые отклонения от средних)

 

Медицина и 
здравоохранение

Туризм

Христианские
святыни

Культура,
культурная
жизнь в Израиле

Экономика и 
научно-технические
достижения

В среднем

28 

25 

24 

22 

15 

           

мужчины

26 

25 

20 

19 

18 

Женщины

29 

25 

28 

24 

12 

           

18-24 года

18 

34 

20 

20 

17 

25-39 лет

26 

31 

24 

26 

16 

40-54 года

29 

24 

27 

23 

15 

55 лет и старше

32 

17 

24 

17 

12 

           

Высшее

29 

32 

30 

27 

16 

Средне-специальное

24 

28 

22 

21 

17 

Среднее общее

28 

27 

24 

22 

15 

Ниже среднего

29 

18 

23 

19 

12 

           

Москва

31 

43 

20 

27 

12 

Большие города

21 

30 

20 

23 

14 

Средние города

32 

25 

33 

23 

15 

Малые

28 

24 

20 

20 

14 

Село

27 

17 

26 

19 

16 

           

Предприниматель

20 

26 

12 

Руководитель

38 

36 

23 

30 

17 

Специалист с высш.обр.

26 

31 

27 

29 

20 

Военнослужащий, сотрудник
правоохранительных органов

24 

24 

23 

14 

21 

Служащий без высш.обр.

27 

33 

24 

21 

16 

Рабочий

28 

26 

23 

20 

13 

Учащийся, студент

15 

28 

28 

26 

20 

Пенсионер

32 

14 

23 

15 

10 

Домохозяйка

26 

28 

25 

34 

12 

безработный

23 

26 

21 

23 

19 

Иными словами, состоянием медицины интересуются люди старшего возраста, более образованные респонденты, жители Москвы. Напротив, перспективы туристической поездки занимают молодых (но опять-таки – более образованных респондентов), более обеспеченных, в первую очередь — москвичей и жителей крупных городов. О своем интересе к  проблемам иудаизма и религиозной жизни в Израиле заявили 10% опрошенных, преимущественно это образованные женщины, респонденты, живущие в Москве (20%) или крупных городах.

Посещение мест православного поклонения интересуют образованных горожан, преимущественно женщин, жителей провинции.

Культура Израиля привлекает молодых образованных людей, чаще — женщин, жителей Москвы и крупных городов.

Израильская армия, методы борьбы с терроризмом или политическая система или общественно-политическая жизнь в Израиле волнует сравнительно немногочисленный слой образованных россиян, скорее молодых и образованных мужчин (в среднем 9-11%).

Наиболее перспективными областями взаимовыгодного сотрудничества России и  Израиля, по мнению россиян, являются (в порядке убывания): медицина (50%), туризм (37%), обмен опытом в  деле борьбы с терроризмом (29%), торговля (28%), научно-технические связи и  обмен передовыми технологиями (25%, среди людей с высшим образованием, более молодых – 28%, среди москвичей – 33%), образование, обмен студентами (21%), культура, музейное дело -19%.

Сельское хозяйство – явно недооцененная область израильских достижений и успехов (ее отметили лишь 14% опрошенных), что говорит о  слабой информированности российского населения об этой стороны жизни и экономики Израиля (среди респондентов с высшим образованием таких уже – 19%, среди москвичей – 17, в селе – 16%).

Некоторые из опрошенных называли среди приоритетных направлений российско-израильского взаимовыгодного партнерства «военно-техническое сотрудничество» (в среднем – 6%, однако среди людей более продвинутых, образованных и  компетентных процент подобных ответов существенно выше: у военных – 16%, руководителей фирм и организаций -13%, специалистов с высшим образованием и  предпринимателей – 8%).

Негативное отношение к  более тесному сотрудничеству с израильскими партнерами или низкую оценку израильского опыта проявляют менее 4% респондентов (что косвенным образом подтверждает признание особых достижений и успехов Израиля).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МНЕНИЙ О  ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ИЗРАИЛЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУППАХ

(приводятся первые четыре варианта ответов*; жирным шрифтом выделены значимые отклонения от средних)

 

Медицина

Туризм

Торговля

технологии

В среднем

50 

37 

28 

25 

Пол

мужчины

49 

36 

26 

29 

Женщины

51 

38 

29 

22 

Возраст

18-24 года

45 

44 

30 

28 

25-39 лет

51 

42 

29 

26 

40-54 года

52 

36 

24 

27 

55 лет и старше

49 

31 

29 

22 

Образование

Высшее

60 

46 

34 

28 

Средне-специальное

46 

35 

27 

26 

Среднее общее

49 

41 

29 

27 

Ниже среднего

47 

31 

24 

22 

Место жительства

Москва

54 

51 

27 

33 

Большие города

50 

44 

39 

23 

Средние города

60 

42 

27 

26 

Малые

48 

34 

21 

26 

Село

42 

27 

27 

24 

Социально-профессиональный статус

Предприниматель

36 

28 

31 

24 

Руководитель

61 

44 

30 

31 

Специалист с высшим образованием

57 

46 

30 

31 

Военнослужащий, сотрудник
правоохранительных органов

45 

36 

27 

22 

Служащий без высшего образования

52 

33 

26 

28 

Рабочий

48 

37 

25 

24 

Учащийся, студент

46 

44 

29 

29 

Пенсионер

49 

28 

27 

21 

Домохозяйка

44 

46 

28 

22 

безработный

40 

35 

34 

31 

* — кроме «борьбы с терроризмом», названные 29%; этот вариант ответа сильнейшим образом обусловлен пропагандой, навязывающей населению представления о фатальной обусловленности и всеобщности угрозы терактов, поэтому в ответах не обнаруживается значимых расхождений во мнениях респондентов из различных социальных групп

На вопрос: «Как вы относитесь к товарам, произведенным в Израиле?» — абсолютное большинство респондентов (66%) заявили, что они не выделяют израильские товары и  продукты из общего ряда импортных товаров, полагая, что они не хуже, но и не  лучше товаров из других стран (наиболее характерно такое мнение для предпринимателей, руководителей и специалистов). Положительно оценивает их или даже предпочитает продукцию других стран в целом 15% населения (главным образом, это самые образованные и компетентные потребители – руководители и  специалисты, среди которых преобладают женщины – 28 и 20%, соответственно). Людей, которые целенаправленно бы искали именно израильские товары потому, что они лучше или их привлекало бы особое соотношение «цены-качества» или по иным причинам, в опросе не обнаружено (соответствующий ответ дал лишь 1 человек из всей выборки). Негативные установки проявляют лишь незначительные по численности группы (в среднем о  неодобрительном отношении к израильским товарам и продуктам заявили лишь 3% опрошенных, в которых ощутимо присутствие антисемитских настроений (более высок удельный вес таких установок среди военнослужащих -10%, учащихся, пенсионеров и  домохозяек – по 5-6%, жителей южных регионов, где сильнее проявляются следы традиционного антисемитизма).

Проблема израильско-палестинских отношений

Российское общественное мнение (россияне в своем абсолютном большинстве – 82%) дистанцируется от обеих сторон палестино-израильского конфликта. Сочувствуют израильтянам 12% россиян (преимущественно – москвичи /30%/, более молодые, образованные и занимающие более высокие социальные позиции россияне: руководители, специалисты, а также военнослужащие (эта группа в выборке, правда, очень малочисленна); на стороне палестинцев симпатии 6% (в большей степени – это жители провинциальных городов: 7-9%). Значительная часть опрошенных не в состоянии дать какой-нибудь содержательный ответ на  вопрос о причинах или истории, обстоятельствах возникновения и протекания израильско-палестинского конфликта (таких 35%, столько же респондентов не в  состоянии занять определенную позицию по отношению к участникам этой длительной борьбы и противостояния).

ДИНАМИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ РОССИЯН В ИЗРАИЛЬСКО-ПАЛЕСТИНСКОМ КОНФЛИКТЕ

На чьей стороны
ваши симпатии…

Палестинцев

Израильтян

И на той,
и на другой стороне

Ни на той,
ни на другой

Затруднились
ответить

1992,

март

19 

29 

40 

2001 январь

31 

30 

21 

2002 апрель

12 

31 

31 

19 

2006 февраль

33 

33 

19 

В несколько ином варианте ответов распределение ответов сохраняет тот же характер и смысл.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЫ ВАШИ СИМПАТИИ…

На стороне …

Палестинцев

Израильтян

Ни на той,
ни на другой стороне

Затруднились
ответить

1997, октябрь

10 

13 

53 

24 

2007, июнь

10 

10 

57 

23 

2008, май

12 

61 

18 

2009 январь

12 

10 

57 

21 

2010, июнь

13 

64 

14 

2011, апрель

12 

71 

11 

В последнем случае (таблица 6а) происходит «стягивание» позиций выражение симпатий «и тем, и другим» с позицией — «ни тем, ни другим», что говорит о  слабой значимости происходящего в этом регионе для россиян, индифферентности по  отношению к проблемам этих стран. Такое понимание, помимо прочего, указывает на  характер подачи информации о событиях на  Ближнем Востоке и неизменной тональности их интерпретации.

16% в настоящее время полагает, что Израиль защищает себя от палестинских террористов (так отвечают чаще люди молодые и образованные, среди москвичей эту версию разделяет очень многие, относительное большинство – 40% и здесь же минимум затруднившихся в ответах). 13% склоняются к мнению, что Израиль ведет агрессию против народа Палестины (это мнение чаще разделяют жители провинциальных городов, где в большей степени сохраняются старые шаблоны государственного антисемитизма). Но разница между этими группами невелика и  часто, под влиянием тех или иных событий (терактов или, напротив, силовых действий израильской армии) мнения могут незначительно меняться в ту или иную сторону, как это было год назад во время высадки десанта на корабли с грузами для сектора Газы (нарушивших блокаду). Но, если проследить соотношение мнений, не  всех респондентов, а лишь тех, у кого фиксируется вполне определенное и  устойчивое отношение к этим событиям), то есть соотношение выраженных позиций, то следует сказать, что оно практически не меняется на протяжении почти 10 лет (табл. 7), а это значит, что соотношение каналов информации или структура авторитетных интерпретаций очень устойчивы и  здесь не появляется ничего нового.

ВОПРОС: ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО ИЗРАИЛЬ СЕЙЧАС ЗАЩИЩАЕТ СЕБЯ ОТ ПАЛЕСТИНСКИХ ТЕРРОРИСТОВ, ДРУГИЕ – ЧТО ОН ОСУЩЕСТВЛЯЕТ АГРЕССИЮ ПРОТИВ НАРОДА ПАЛЕСТИНЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ БОЛЕЕ ВЕРНА?

 

2002 

2004 

2011 

1. Израиль защищает себя от палестинских террористов

22 

26 

16 

2. Израиль ведет агрессию против народа Палестины

19 

21 

13 

3. Верно и то, и другое

25 

22 

35 

4. Затруднились ответить

34 

31 

36 

Соотношение произраильских и пропалестинских ответов
(долей ответов вариант 1 и 2)

1.2 

1.2 

1.2 

Апрель соответствующего года

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДУЕТ ЗАНЯТЬ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА?

 

2006 

Июль

2006 

август

2009 

январь

2011 

апрель

 

Поддержать палестинцев

Поддержать Израиль

Приложить все силы
для мирного урегулирования конфликта

48 

47 

38 

44 

Оставаться в стороне,
не вмешиваясь в этот конфликт

28 

35 

35 

39 

затруднились ответить

14 

10 

17 

Большинство россиян полагают, что России не следует вмешиваться в этот конфликт, что надо оставаться в стороне (так считают 39%) и приложить все силы для мирного урегулирования давних противоречий (44%). Произраильскую позицию занимают всего около 4-7% (опять-таки здесь больше москвичей -10%), проарабскую – 1-4%.

Лев ГУДКОВ, директор Левада-Центра

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об истории центра.

** Гудков Л., Левинсон А. Евреи в России: свои — чужие //  Одиссей.  1993.  М., 1994, с. 85-106. Gudkov L., Levinson A. Attitudes Towards Jews  in the  Union  Republics.//Sociologigal Research / Soviet  Sociology.   A  Journal   of Translations from Russian. 1992, November-December, p.11-29;  Attitudes Toward  Jews  in  the  Soviet  Union:  Public Opinion in Ten Republics. — Working Papers  on  Contemporary Anti-semitism. Ed.by D.Singer (Institute of Human Relations, American Jewish Committee). N.Y., 1993, 187  p.; Gudkov L., Levinson A.  Attitudes  Toward  Jews   in   the   Commonwealth   of  Independent States. — Working Papers  on  Contemporary Anti-semitism. Ed.by D.Singer (Institute of Human Relations, American Jewish Committee). N.Y., 1994, 180 p.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):