Пресс-выпуски

Цели и конфиденциальность россиян в Интернете

Опрос проведен 25-28 октября 2013 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИНТЕРНЕТОМ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?

 

2001

2003

2005

2007

2009

2011

2012

2013

Ежедневно, несколько

раз в неделю  

 

2

 

2

 

5

 

7

 

16

 

31

 

37

 

59

Около раза в неделю

1

2

4

6

8

11

11

3

2 или 3 раза в месяц

1

1

2

2

4

3

4

1

Примерно 1 раз в месяц

<1

1

2

1

2

1

3

1

Реже 1 раза в месяц

1

2

2

2

3

1

1

1

Никогда, но у Вас есть доступ в Интернет

9

Никогда, и у Вас нет доступа в Интернет

29

Никогда не пользуюсь              

95

92

85

82

67

53

44

Ежедневно или несколько раз в неделю пользуются интернетом и электронной почтой чаще всего учащиеся и студенты (92%), специалисты (86%), руководители и управленцы (79%) и в целом мужчины (71%), россияне моложе 25 лет (91%) и в возрасте 25-40 лет (84%, с высшим образованием (76%), высоким потребительским статусом – могут без особых проблем покупать товары длительного пользования (78%), жители Москвы (76%) и городов с населением более 500 тысяч человек (66%).

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИНТЕРНЕТОМ, И ЕСЛИ ДА, ТО ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ?

 

Все

в % от тех,

кто пользуется

Интернетом

2011

2013

2011

2013

Для того, чтобы найти нужную информацию

38

44

73

71

Для общения

32

41

61

66

Для развлечения

25

29

48

47

Для того, чтобы следить за последними новостями

19

26

37

42

Для того, чтобы найти/посмотреть какие-либо фильмы

20

26

38

41

Для того, чтобы найти/послушать какую-либо музыку

20

22

38

36

Для того, чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом

12

16

23

26

Для того, чтобы найти/купить какие-либо товары или услуги

12

16

23

25

Для того, чтобы найти/прочитать какие-либо книги

12

13

23

22

 Другое

1

1

2

2

 Не пользуюсь Интернетом

48

38

В приведенных данных видно, что за последние два года количество пользователей интернета в России возросло с 52% до 62%. Больше всего пользователей среди студентов и учащихся (92%), специалистов, руководителей и управленцев (по 91%), а меньше всего – среди пенсионеров (15%). Среди россиян моложе 25 лет пользователей Интернета 91%, а старше 55 лет – 23%. Среди россиян с высшим образованием пользуются Интернетом 82%, а с образованием ниже среднего – 45%. Больше всего интернетчиков в Москве – 80%, а меньше всего среди сельских жителей – 51%.

В последнее время несколько изменились и интересы пользователей. Так, заметно больше они стали следить по Интернету за последними новостями и анализом событий в стране и за рубежом. Цели пользования Интернетом различаются в зависимости от принадлежности россиян к той или иной социально-демографической группе.  

Ищут в Интернете нужную информацию чаще всего опрошенные руководители и управленцы (78% – от всех опрошенных),  специалисты (76%) учащиеся и студенты (67%) и в целом россияне моложе 25 лет (67%) и 25-40 лет (63%), с высшим образованием (67%), с высоким потребительским статусом  (65%), жители Москвы (69%) и городов с населением более 500 тысяч человек (52%).

Для общения пользуются Интернетом больше других учащиеся и студенты (69%), специалисты (61%), домохозяйки (57%), руководители и управленцы (51%) и в целом россияне моложе 25 лет (70%) и 25-40 лет (65%), с высшим образованием  (55%), с высоким потребительским статусом (55%) и проживающие в городах с населением более 100 тысяч человек (48%).

Для развлечения используют всемирную сеть скорее всего учащиеся и студенты (63%), специалисты (43%), предприниматели (42%) и в целом мужчины (32%), россияне моложе 25 лет (59%) и 25-40 лет (50%), с высшим образованием (37%), с высокими потребительскими статусом (42%), жители Москвы (44%) и городов с населением более 500 тысяч человек (32%).

Для приобщения к кино и музыке чаще всего пользуются сетью учащиеся и студенты (59% – кино и 60% – музыка), руководители (соответственно 43 и 23%), специалисты (37 и 35%) и в целом мужчины (31 и 25% ), россияне моложе 25 лет (по 52%) и 25-40 лет (43 и 37%), с высшим образованием  (33 и 28%), с высоким потребительским статусом (38 и 33%), проживающие в Москве (48 и 42%) и в городах с населением 100-500 тысяч жителей (29 и 28%).

За последними новостями и для понимания происходящего больше других заходят в Интернет учащиеся и студенты (52% – новости и 24% – аналитика), руководители (соответственно 45 и 37%), специалисты (43 и 26%) и в целом мужчины (30 и 21%), россияне моложе 25 лет (36 и 23% ), с высшим образованием  (39 и 25%), с высоким потребительским статусом (41 и 26%) и проживающие в Москве (49 и 45%).

Для поиска и покупок товаров пользуются сетью чаще всего руководители (35%), учащиеся и студенты (33%), предприниматели (27%), специалисты (26%) и в целом россияне моложе 25 лет (28%) и 25-40 лет (24%), с высшим образованием  (27%), с высоким потребительским статусом  (27%) и жители Москвы (41%).

Интересуются литературой в Интернете скорее всего студенты и учащиеся (39%), руководители предприниматели (по 23%), специалисты (20%) и в целом россияне моложе 25 лет (26%) и 25-40 лет (21%), с высшим образованием (17%), с высокими потребительским статусом (20%) и жители Москвы (26%).

НАСКОЛЬКО ДЛЯ ВАС ВАЖНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ И ВАШЕЙ ПЕРЕПИСКИ В ИНТЕРНЕТЕ?

Очень важна

29

Довольно важна

29

Не слишком важна

12

Совершенно не важна

8

затрудняюсь ответить

22

Конфиденциальность в Интернете чаще всего важна для  руководителей и управленцев (85%), студентов и учащихся (75%), служащих (73%), специалистов (72%), предпринимателей (69%) и в целом мужчин (60%), россиян моложе 25 лет (74%) и 25-40 лет (70%), с высшим образованием (75%), с высоким потребительским статусом (65%) и москвичей (69%).

Анализируя представленные данные опроса, можно сделать следующие выводы. В настоящее время при почти тотальном контроле «властной вертикали» основных каналов телевидения, формирующих общественное мнение большинства россиян по социально-политическим проблемам, Интернет начинает становиться их реальным конкурентом. Вполне вероятно с использованием возможностей Интернета создание оппозиционных политических партий способных уже на ближайших выборах преодолеть процентный барьер и быть представленными в Госдуме влиятельными фракциями.

Эти реальную угрозу практической монополии власти одной партии понимают её руководители. Всё чаще в СМИ появляется информации об ограничениях свободы различного рода обмена информации в рунете.