- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет

Денис Волков, Степан Гончаров

Представленный отчет составлен на данных более чем десятка различных репрезентативных опросов общественного мнения, проведенных Левада-Центром, которые впервые собраны вместе и в таком объеме[1]. Многие вопросы имеют многолетнюю динамику, часть из них впервые были заданы более десяти лет назад, время работы исследовательского коллектива Левада-Центра во ВЦИОМ. В приведенных исследованиях акцент сделан на потреблении новостей, а не просто на пользовании тем или иным информационным каналом. Также приведены данные о доверии СМИ, пользовании Интернетом и социальными сетями, аудитории различных изданий, каналов, радиостанций по Москве.

 1. Распространенность различных каналов получения новостей

Телевидение является основным источником информации для большинства россиян, независимо от их места проживания, социального статуса или уровня образования, и эта картина мало менялась на протяжении последних лет. Выпуски телевизионных новостей смотрят практически все, в том числе и те, кто узнает о происходящем «в стране и мире» из других источников. Однако у москвичей, жителей крупных городов, более образованных и обеспеченных респондентов «информационные наборы» разнообразнее, чем у россиян в целом.

Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире? (в %)



Можно условно выделить четыре «профиля» потребления информации в России[2]:

  • «Телезрители» (около 55% всех респондентов). К данному типу принадлежат респонденты, для которых телевизионные каналы являются главным и практически единственным источником информации о происходящем в стране и мире. Это, прежде всего, жители малых городов, преимущественно старших возрастов и не слишком обеспеченные. Можно предположить, что эту группу характеризует пассивное потребление информации, отсутствие заинтересованности в происходящем.
  • «Старая гвардия» (около 20%). Респонденты данной группы предпочитают использовать традиционные СМИ: телевидение, радио, газеты. По своим характеристикам похожи на представителей первой группы: среди них преобладают люди старших поколений и проживающие за пределами крупных городов, однако они более образованны и находятся в лучших материальных условиях. В этом случае можно говорить об интересе к текущим событиям, однако возраст и место проживания накладывают серьезные ограничения на то, какими информационными ресурсами они могут пользоваться.
  • «Сарафанное радио» (около 17%). Основными источниками информации для представителей этой группы – не считая телевидения, которое доминирует в каждой из четырех групп – являются друзья, родные, соседи, социальные сети и интернет-издания. Больше половины этой группы составляют молодые люди, более образованные и обеспеченные. Представители этой группы скорее нацелены на общение и развлечение, новости интересуют их в меньшей степени.
  • «Самые информированные» (около 7%) используют все возможные источники информации о происходящем. Это скорее люди зрелого возраста, хорошо образованные и обеспеченные, около половины живет в Москве и крупных городах. Они демонстрируют наибольшую заинтересованность в том, чтобы разбираться в происходящем.

Полученные результаты можно уточнить, изучив, насколько разнообразны «наборы» источников информации у россиян. Анализ показал, что половина населения страны (50%) получает новости преимущественно из одного источника, каждый пятый (20%) – из двух, 17% – из трех, и 12% используют более трех источников одновременно.

Получение новостей из нескольких источников (в %, Россия, март 2014)

Эти группы различаются по социально-демографическим показателям. Люди, которые получают информацию из одного-двух источников, менее образованны (высшее образование есть у 26-28%) и менее обеспечены (среди тех, кто получает информацию из одного источника, доля «зажиточных» составляет около 26%). Напротив, среди наиболее информированных респондентов доля людей с высшим образованием составляет порядка 40%. Около половины респондентов этой группы могут позволить себе покупку дорогостоящих товаров. Существенных различий по возрасту между представителями этих групп не обнаружено

Для тех, кто получают новости преимущественно из одного источника, главным каналом информации является телевидение, в этой группе его доля составляет 85%. Напротив, тех, кто читает новости в интернете и при этом не смотрит телевизионные информационные программы, в целом не более 5% населения. Роль новостных телепередач снижается по мере увеличения числа используемых источников информации: среди тех, кто использует 2 источника, доля телевидения снижается до 46%, среди тех, кто использует 3 источника – до 33% и т.д. Чем беднее «информационные наборы» россиян, тем в большей зависимости находятся они от телевидения.

Доля каждого из каналов получения новостей
в зависимости от числа используемых источников информации (в %, Россия, март 2014)

 

1 источник

2 источника

3 источника

4-7 источников

Телевидение

85

46

33

22

Радио

1

8

13

14

Газеты

1

9

13

15

Журналы

1

1

1

7

Друзья, родные, соседи

2

14

17

17

интернет-издания

7

15

12

14

Социальные сети Интернета

2

6

10

11

2. Государственные телеканалы

 Телевизионные новости россияне смотрят прежде всего по трем государственным каналам: «1-й», «Россия-1» и «НТВ». Аудитория информационных передач на относительно независимых телеканалах, таких как «Рен-ТВ», Euronews и «Дождь» в совокупности не превышает 17-18%. Что касается телеканала «Дождь», о его существовании знают 42% россиян, и чуть более половины из них смотрели отдельные его передачи[3]. Однако в структуре регулярного потребления новостей доля этого телеканала, даже в Москве, не превышает 2-3%.

Аудитория государственных телеканалов достаточно стабильна и даже несколько выросла в последние 1-2 года (высокие показатели в марте 2014 года могут объясняться, в том числе, той интенсивностью, с которой государственные телеканалы освещали события на Украине и в Крыму). Заметно увеличилось число зрителей «России-24». В Москве потребление телевизионных новостей более разнообразно, чем по стране. В целом зрители государственных каналов практически не отличаются между собой и напоминают портрет «среднего» жителя страны. Сравнение последних данных с результатами предыдущих опросов показывает, что состав аудитории за это время не изменился. Число зрителей «независимых каналов» слишком мала, чтобы можно было выделить их отличительные характеристики на имеющихся данных.

Смотрите ли Вы новости по телевизору, и если да,
новости каких каналов Вы смотрите более или менее регулярно? (в %, Россия)

Смотрите ли Вы новости по телевизору, и если да,
новости каких каналов Вы смотрите более или менее регулярно? (в %)

3. Пресса, радио, новости в интернете

За десять лет в России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет: с 39% в конце 2003 г. до 28% в начале 2014 г. При этом аудитория стала не только меньше, но и «скуднее»: почти в два раза сократилось количество тех, кто читает «две или более» газет – с 18% до 10% соответственно.[4]

Читаете ли Вы газеты, и сколько газет Вы читаете? (в %, Россия)

Данные московских опросов позволяют предположить, что на чтении прессы серьезно сказалось появление новостных интернет-ресурсов. Так, «практически никогда» не читают ежедневные газеты половина москвичей (50%) и только треть столичных жителей (31%) вовсе не читают новости в интернете. При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет (33% против 14%). Регулярная аудитория общественно-политических журналов намного меньше – около 2% москвичей, еще 76% «практически никогда» журналы не читают.

Читаете ли Вы… ? (в %, Москва, март 2014)

 

Регулярно

От случая к случаю

Практически никогда

Новости в интернете

33

37

31

Ежедневные общероссийские газеты

14

36

50

Общеполитические, экономические, финансовые журналы

2

22

76

 

Московские данные[5] показывают, что наибольшей популярностью у читателей в столице пользуются массовые издания, такие как «Аргументы и факты» (24%), «Метро» (19%), «МК» (18%) и «КП» (12%). Аудитория аналитических и деловых ежедневных изданий намного меньше: Известия и Коммерсант – по 6%, Ведомости – 5%, РБК Daily – 4%, Российская Газета – 3%, Независимая и Новая – по 2% и т.д. Регулярно читают газеты на иностранных языках не более 1% москвичей. Сопоставима с этим и аудитория журналов: среди общественно-политических лидируют «Итоги» и «Огонек» – 5% и 6%. Аудитория Forbes – 2%, у New Times – 1%. Наиболее популярен у москвичей журнал «Афиша» (около 8%). Это позволяет сделать вывод, что у развлекательных журналов аудитория больше, чем у общественно-политических. Данные предыдущих исследований позволяют утверждать, что в масштабах страны в целом доля аналитических изданий еще меньше.

Какие газеты Вы читаете более-менее регулярно? (в %, Москва, март 2014)

Аргументы и факты

24

Российская газета

3

Газета «Метро»

19

Независимая газета

2

Московский комсомолец

18

Труд

2

Комсомольская правда

12

Московские Новости

2

Вечерняя Москва

8

Новая газета

2

Известия

6

Газеты на иностранных языках

1

КоммерсантЪ

6

Гудок

1

Ведомости

5

Новые известия

1

Местная городская, областная газета

4

Парламентская газета

1

РБК Daily

4

Трибуна

<1

 Читаете ли Вы более-менее регулярно следующие журналы? (в %, Москва, март 2014)

Афиша

8

New Times

1

Итоги

6

GQ

1

Огонек

5

Политический журнал

1

Русский репортер

3

Esquire

1

Коммерсантъ –Власть

3

Профиль

1

Forbes

2

Сноб

1

Эксперт

2

 

 

Последние московские опросы также позволяют проанализировать потребление новостей по радио и в интернете. Наибольшей популярностью пользуются новостные выпуски музыкальных радиостанций (19%). Так как целью исследования было проанализировать использование новостной информации, то популярность отдельных музыкальных радиостанций не замерялась. Сопоставимые аудитории имеют Радио Маяк, Эхо Москвы (13% и 11%) и Радио России (8%). Различные зарубежные радиостанции на русском языке привлекают 1-2% жителей столицы. Даже в крупном мегаполисе среди радиослушателей преобладает установка на развлечение или пассивное слушание привычных радиостанций.

Какие радиостанции Вы слушаете хотя бы время от времени? (в %, Москва, март 2014)

Новости музыкальных радиостанций

19

Радио Свобода

2

Радио Маяк

13

Радио Би-Би-СИ

2

Радио Эхо Москвы

11

Голос Америки

2

Радио России

8

Радио Комсомольская Правда

2

Радио Бизнес FM

6

Радио Коммерсант-ФМ

1

Русская Служба Новостей

4

Радио Финам-ФМ

1

Радио Говорит Москва

3

Немецкая Волна / Дойче Велле

<1

Новости местных радиостанций

3

Новости других зарубежных радиостанций

<1

 

В интернете самыми крупными поставщиками новостей для москвичей являются Яндекс.Новости (41%), Mail.ru (21%) и Lenta.ru (20%). Другие новостные Интернет-ресурсы  заметно отстают. Наиболее популярны при этом сайты РБК, Газеты.ру, РИА Новостей и Life News (11%, 11%, 9%, 8%). Аудитория сайтов газеты Ведомости и телеканала «Дождь» – по 4%, у сайтов Новой Газеты, Би-Би-Си, Радио Свободы, Слон, Кольта или Каспаров.ру – не более 1-2%.

Читаете ли Вы, хотя бы время от времени эти общественно-политические сайты
(в %, Москва, март 2014):

Яндекс Новости

41

Сайт Би-Би-Си

3

Новости Mail.ru

21

Сайт Газеты Известия

2

Lenta.Ru

20

Фонтанка.ру

2

РБК

11

NEWSru.com

2

Газета.Ru

11

Руский Журнал (russ.ru)

2

Сайт РИА Новости

9

Сайт Новой Газеты

2

Life News

8

Сайт Радио Свобода

2

Kommerstant.ru

7

Slon.ru

1

YТРО.ru

7

Сноб (Snob.ru)

1

Сайт Эхо Москвы

7

Сайты зарубежных СМИ

на иностранных языках

(Economist, New York Times и др.)

1

Vedomosti.ru

4

Сайты местных газет,

телеканалов, интернет-ресурсов

1

Сайт телеканала «Дождь»

4

Polit.ru

1

Грани.ру

3

Colta.ru

1

Сайты федеральных телеканалов

3

Каспаров.ру

1

По состоянию на март 2014 года у интернет-пользователей столицы наибольшей популярностью пользовались новостные агрегаторы. Исключением являлась Lenta.ru (по крайне мере, до смены редакции), количество ее читателей на тот момент было сопоставимо с аудиторией Рен-ТВ или ТВЦ. Таким образом, можно предположить, что и по стране в целом интернет как источник новостей опережает газеты и радио за счет сайтов, которые сообщают отрывочную информацию, отобранную более-менее случайным образом, и не предоставляют глубокий анализ происходящего. Доля интернет-ресурсов, которые производят отбор значимых событий и предоставляют хотя бы качественный анализ происходящего – даже в Москве, не говоря о стране в целом – невелика и сопоставима с аудиторией газет и информационных радиостанций. Поэтому интернет в России сегодня не в состоянии конкурировать с телевидением в формировании повестки дня.

4. Доверие различным источникам информации

Больше всего россияне доверяют телевидению, хотя бы потому, что это наиболее распространенный источник информации. Однако доверяют телевизору далеко не все, кто его смотрит (по стране это около половины населения, в Москве – 65% респондентов). Также последние три-четыре года растет доля россиян, сомневающихся в объективности новостных программ на центральных телеканалах. Однако это никак не отражается на потреблении телепрограмм: ТВ – главный источник информации и для тех, кто ему доверяет (для 92% этой группы), и для тех, кто ему не доверяет (для 88% соответственно). Не доверяют, но все равно смотрят, так как значимой альтернативы телевидению на сегодняшний день в России нет. Критическое отношение к получаемой информации затруднено. Это лишний раз подтвердила кампания освещения событий в Крыму и Украине: чем дольше освещались по ТВ эти сюжеты, тем меньше сомнений в их объективности оставалось у россиян. По данным майского опроса, общественное мнение стабилизировалось, достигнув максимального уровня доверия к федеральным СМИ – 70%.

Каким источникам информации Вы более всего доверяете
в освещении новостей в стране и