Аналитика

Откат назад

Марина Красильникова, руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра»

На протяжении прошлого года наши респонденты сообщали о снижении своих доходов, их оценки собственного благосостояния постоянно ухудшались. Все это, разумеется, сказалось на потребительских настроениях: наши сограждане в полной мере осознали, что кризис — это надолго. 75 процентов жителей страны уверены, что выход из него возможен лишь через несколько лет, а доля оптимистов, считающих, что ситуация начнет исправляться года через полтора, составляет около 20 процентов.

Настроения сказались на поведении: декабрь 2015-го — месяц традиционных предновогодних покупок — был близок к провалу. Мы зафиксировали рост потребительских настроений всего на 2 процента, это оказалось меньше традиционного сезонного роста. И здесь я согласна с коллегами, утверждающими, что люди включили режим экономии. Другой вопрос, что каждый экономит на своем, в зависимости от уровня материального достатка. И, кстати, почти все экономят на продуктах питания.

 Правда, надо оговориться: экономят — это не значит, что покупают меньше. Зачастую люди просто стремятся покупать дешевле, цена сегодня стала основным критерием при выборе товара. Что обидно: только россияне немного ушли от этой «модели бедности», стали больше внимания обращать на качество, бренд и вот возврат назад.

Становится ли потребительское поведение людей более рациональным? В каком-то смысле да, но это такая принудительная рациональность, когда ты экономишь не потому, что умеешь правильно распоряжаться финансами и рассчитываешь семейный бюджет, а потому, что у тебя просто нет денег. Никуда не делось и демонстративное потребление, то есть демонстрация своего социального статуса через покупки. Другое дело, что может измениться его структура. В нулевые, до кризиса, маркером массового демонстративного поведения было приобретение одежды и зарубежный отдых. Сейчас же для людей, которым едва хватает денег на жизнь, демонстративным поведением скорее всего станет приобретение относительно дорогих продуктов питания — это, конечно, говорит само за себя.

Что касается прогноза на ближайшие месяцы, то и здесь пока хороших новостей нет. В январе индекс потребительских настроений, ежемесячно оцениваемый «Левада-центром» на основе опросов населения России, упал по сравнению с декабрем на 13 процентов, это означает, что люди еще чаще станут отказываться от потребительских расходов. Параллельно будет дальнейший рост инфляционных ожиданий, сохранение режима экономии… Уходит прежняя модель поведения населения в условиях экономического кризиса, когда люди стремились потратить деньги, чтобы уберечь их от инфляции, «овеществить» сбережения. Сейчас у людей сохраняются сбережения, пусть и небольшие. Но тут мы попадаем в вилку нынешнего кризиса: сбережения есть, а вот желания их тратить нет. Поэтому надежды на то, что стимуляция потребления может вытянуть экономику, пока остаются лишь надеждами.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):