Аналитика

Четвертый по популярности

На выборах 2016 года за ЛДПР проголосовало почти 7 млн россиян. Это чуть меньше, чем получила КПРФ, и почти в три раза больше результата «Справедливой России». Таким образом, партия Владимира Жириновского стала третьей по величине партией страны, не намного уступив коммунистам. И одной из четырех, представленных в парламенте.

Согласно опросам, электорат ЛДПР смещен в сторону людей среднего возраста, со средним образованием и ниже – малообеспеченных. Для многих из них голосование за партию – это возможность выразить свой протест против неустройства жизни, отсутствием жизненных перспектив. На фокус-группах от сторонников ЛДПР можно услышать, что они «проголосовали за Жириновского, чтобы поржать». Однако авторитет партии и ее лидера выходит далеко за пределы ее непосредственных сторонников. Так, за последние 10 лет  заметно: ЛДПР увеличила свой авторитет в глазах избирателей. За это время выросло количество тех, кто считает ЛДПР «зрелой и опытной» (с 42 до 52%) и «реальной политической силой» (с 28 до 47%).

Результаты опросов общественного мнения совпадают с электоральными результатами партии. Напомним, что после резкого старта в 1993 году, когда ЛДПР неожиданно для всех получила 12 млн голосов россиян, за шесть последующих лет партия откатилась с первого на шестое место. На выборах 1999 года она получила только 4 млн голосов. Казалось, что партия сходит с политической арены, утратив свое влияние. Но этого не произошло. С 2003 года ЛДПР демонстрирует хороший результат на выборах, набирая по 6–7 млн голосов. Вряд ли кто-то будет спорить, что  такому успеху эта партия обязана прежде всего своему лидеру.

ЛДПР, несомненно, является организацией вождистского типа. Согласно опросам, сторонники выбирают эту партию прежде всего потому, что симпатизируют ее лидеру (так отвечают 59% респондентов из числа сторонников партии). И это самый высокий результат по сравнению со всеми другими партиями. Людей, которые разделяют программу партии, в электорате ЛДПР в два раза меньше (32%). Для сравнения, у КПРФ все наоборот: главным мотивом голосования за коммунистов является поддержка избирателями ее программы и идеологии (46%), а не лидеров (так отвечают только 20%). Согласно другому опросу, сторонников ЛДПР привлекает в партии «лидер и его личные качества» и «умение донести свои взгляды до избирателей».

Владимир Жириновский на сегодняшний день является четвертым по популярности политиком страны после Владимира Путина, Сергея Шойгу и Сергея Лаврова (согласно открытому вопросу о том, каким политикам люди доверяют). За время прошлогодней избирательной кампании в Государственную думу Владимир Жириновский смог по популярности обойти не только своего давнего конкурента Геннадия Зюганова (с которым они долгие годы делили пятое-шестое места, то обгоняя, то уступая друг другу), но и премьер-министра Дмитрия Медведева.

Согласно открытому вопросу, Владимир Жириновский оказался безусловным лидером предвыборных телевизионных дебатов. Респонденты отмечали его выступления в два раза чаще, чем следующего за ним по числу упоминаний Геннадия Зюганова (первого называли 44% россиян, второго – 24%, остальные политики запомнились еще меньше). Предвыборная реклама ЛДПР людям запомнилась намного хуже. Похоже, что Жириновский практически в одиночку вытянул избирательную кампанию 2016 года. И если за 9 месяцев до выборов ЛДПР могла претендовать не более чем на 8% голосов избирателей, то по результатам голосования партия получила почти в два раза больше.

Однако в зависимости партии от Владимира Жириновского заключается и ее слабость. Сейчас Жириновскому 70 лет, и к следующим парламентским выборам должно исполниться 75. И если не сейчас, то через пять-шесть лет партия вынуждена будет измениться. Переживет ли ЛДПР своего лидера-основателя? Вряд ли кто-то сможет сегодня ответить на этот вопрос с полной уверенностью.

Оригинал