- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Зюганов не страшен

Угроза второго тура голосования на выборах президента не мобилизует электорат Владимира Путина: если он не сможет одержать победу в первом же туре, за него проголосует не больше 56% населения, следует из результатов опроса Левада-центра. Но и любой его соперник не консолидирует протестный электорат: ни один из них не может рассчитывать во втором туре больше чем на 18% голосов россиян.

Угроза второго тура не мобилизует электорат Владимира Путина, но и протестный электорат не консолидируется вокруг единого кандидата в случае выхода кого-либо из оппонентов премьера во второй тур, свидетельствуют результаты опроса Левада-центра о том, за кого готовы проголосовать россияне во втором туре выборов президента России 4 марта.

Вопрос о предпочтительном выборе во втором туре выборов социологи Левада-центра задали впервые, предложив россиянам четыре возможные пары кандидатов. В парах со всеми своими соперниками Путин одерживает победу, но его база поддержки прирастает не столь значительно, как можно было бы ожидать.

Если бы во второй тур вместе с премьер-министром вышел традиционно финиширующий вторым в президентской гонке лидер КПРФ Геннадий Зюганов, то за Путина проголосовали бы 55% респондентов«Левады», а за Зюганова — 18%. Еще 17% респондентов в случае выхода Зюганова во второй тур не пошли бы на избирательные участки, а 11% не смогли для себя решить, кого из этих двух кандидатов в президенты они готовы поддержать.

В случае если во второй тур выходят Путин и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, поддержка Путина увеличивается на 1% — его готовы поддержать 56%. За самого основателя и бессменного лидера ЛДПР готовы отдать во втором туре свои голоса 14% россиян. Доля тех, кто проигнорирует второй тур с таким списком кандидатов, вырастает в этой паре до 19%, а доля затруднившихся с выбором остается прежней.

Электоральные шансы Миронова в борьбе с Путиным скромнее, чем у прочих лидеров парламентских партий. Во втором туре«эсеру» отдали бы голоса 12%. За кандидата«Единой России» проголосовали бы те же 56%, что и в случае его противостояния Жириновскому. Каждый пятый принимавший участие в опросе от участия в выборах уклонился бы, а 12% не были уверены в своих предпочтениях.

Меньше всего во втором туре, по данным опроса«Левады», набрал бы Михаил Прохоров, его поддержали бы только 10% против 57% у главы правительства. Доля«отказников» при таком раскладе та же, что и в паре Путин — Миронов, — 20%. Затруднились с выбором между премьером и олигархом 13% россиян.

Если исключить из базы тех, кто не собирается идти на выборы, и не определившихся с выбором, как это делает«Левада» при расчете«активных» электоральных рейтингов отдельных кандидатов, то в паре Путин — Зюганов первый побеждает со счетом 75:25. Жириновского премьер побеждает со счетом 80:20, Миронова — 82:18, Прохорова — 85:15.

Единственный раз в новейшей истории России выборы проходили в два тура в 1996 году, во второй тур тогда вышли президент Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. В первом туре Ельцин набрал тогда 35,28% против 32,03% у Зюганова. Во втором туре, мобилизовав все возможные ресурсы, тогдашний президент обеспечил себе переизбрание с 53,82%. Лидер коммунистов получил 40,31%. Оставшиеся 4,62% получил кандидат«Против всех». Ельцинская кампания была построена на угрозе коммунистического реванша и запомнилась слоганами«Голосуй сердцем» и«Купи еды в последний раз» на фоне хмурого Зюганова. Для мобилизации ельцинского электората многомиллионными тиражами выходила газета«Не дай бог!», описывающая потенциальные ужасы жизни при Зюганове-президенте, в работе над газетой участвовали в том числе журналисты ИД«Коммерсантъ». В конце января стало известно о возрождении бренда«Не дай бог!». Один из руководителей нового проекта, бывший главред«Известий» Владимир Мамонтов объяснил, что теперь ее название можно расшифровать как«не дай бог революции, кровавого развития страны, смуты, несчастья народа».

Все оппозиционные кандидаты могут рассчитывать на некоторое«ядро» протестного электората, от которого в зависимости от конкретного соперника Путина будут отпадать группы то слева, то справа, считает замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.«Число людей, солидаризирующихся вокруг Прохорова против Путина, естественно, меньше, чем солидаризирующихся вокруг Зюганова с теми же целями», — объясняет он.«Определенная поляризация мнений есть, не такая резкая, как на Украине, но существует водораздел между теми, кто вписался в«новую» жизнь, активными, деятельными и ответственными группами населения и теми, кто последние десять лет находился в зависимости от государственной политики и действует по принципу«от добра добра не ищут», — говорит социолог. Последних, тех, кто«не кричит и не выступает» в поддержку Путина, по его мнению, подавляющее большинство, и у противников премьера нет шансов перетащить их в оппозиционный лагерь, считает Гражданкин.

Социолог обращает внимание и на другой результат — небольшую прибавку голосов за Путина в ситуации потенциального второго тура по сравнению с первым туром, это свидетельство пассивности собственно путинского электората, считает Гражданкин.

«На вопрос о доверии ему как премьер-министру положительно отвечают 64% россиян, но это не значит, что все они пойдут на выборы и проголосуют за него, поскольку, как показывает и этот вопрос, многие считают результаты голосования предопределенными», — поясняет социолог. Каких-то качественных изменений в общественных настроениях в ситуации второго тура он не прогнозирует, они могут произойти лишь в ситуации какой-то непредвиденной дискредитации образа Путина, что практически исключено, уверен Гражданкин. В то, что победителем голосования все-таки станет премьер, верят и сами россияне.

78% россиян считают, что Путин окажется победителем президентской гонки. Оптимистов из стана всех остальных его соперников практически нет: в победу Геннадия Зюганова верят 3% россиян, Владимира Жириновского — 2%. Уверенных в победе Путина уже в первом туре — 55%.

28% считают, что за лидерство премьер-министру предстоит побороться и во втором туре, а 4% уверены в неминуемом проигрыше кандидата от партии власти. Оставшиеся не смогли ответить на этот вопрос.

Гражданкин напоминает, что, по результатам недавних опросов его центра, если не принимать во внимание неопределившихся и не идущих на выборы, Путин выигрывает в первом же туре с 63%, а если не учитывать только отказывающихся голосовать, то он побеждает с 56%.

Даже среди не выбравших«своего» кандидата респондентов путинский электорат составляет 14% — именно столько респондентов считают, что именно нынешний премьер предлагает наилучшее решение проблем страны. Это в разы больше, чем у всех остальных участников гонки.

По 5% уверены, что лучшую политику проводили бы лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Главе фракции«эсеров» в Госдуме Сергею Миронову и предпринимателю Михаилу Прохорову доверили бы страну по 3% ответивших на вопросы. Лидеру яблочников в петербургском парламенте Григорию Явлинскому, снятому с президентской гонки, достался лишь скромный 1% голосов. 32% вообще не видят хоть какого-то потенциального политического лидера, с которым могли бы себя ассоциировать. Но самая большая доля ответивших — 37% — вообще не смогли дать ответ на этот вопрос.

Опрос проводился 20—23 января 2012 года среди 1600 человек, проживающих в 45 регионах страны. Его погрешность не превышает 3,4%.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/politics/elections2011/2012/02/02_a_3983749.shtml [1]

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):