- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

«Убрать из друзей»

Левада-Центр  по заказу кинокомпании BAZELEVS [1] 19-22 июня 2015 г. провел социологический опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 чел., 18+. Статистическая погрешность данного исследования не превышает 4,1%. Целью исследования стало изучение восприятия россиянами личных страниц пользователей социальных сетей после их смерти.

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ?

 

июн.15

Нет, я не зарегистрирован в социальных сетях

45

У меня есть аккаунт в социальных сетях, но я не пользуюсь им

7

Я время от времени пользуюсь социальными сетями

25

Я постоянно пользуюсь социальными сетями

23

Нет ответа

<1

В КАКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У ВАС ЕСТЬ АККАУНТЫ? (от числа тех, у кого есть аккаунты в социальных сетях)

 

июн.15

Одноклассники

72

ВКонтакте

66

Facebook (Фэйсбук)

22

Мой мир

18

Instagram (Инстаграм)

9

Twitter (Твиттер)

8

Другие

3

Нет ответа

<1

Опрос подтвердил значимость проблемы «мертвых аккаунтов»: за то короткое время, что существуют социальные сети, треть их пользователей (32%)  успели потерять знакомых и близких, которые до сих пор остаются в списке друзей опрошенных, и продолжают получать уведомления об их днях рождения и обновлениях личных страниц, если кто-то размещает на них какой-либо контент. При этом опасность заключается в том, что публикуемые материалы могут порочить память усопших и при этом не могут быть удалены.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В «ДРУЗЬЯХ» ЛЮДИ, КОТОРЫЕ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ УМЕРЛИ? (от числа тех, у кого есть аккаунты в социальных сетях)

 

июн.15

Да

32

Нет

62

Не знаю

6

Нет ответа

<1

Основной вопрос исследования – что, по мнению россиян, необходимо делать с «мертвыми аккаунтами».  41% респондентов высказались за их полное удаление без возможности восстановления. Сейчас основные социальные сети, функционирующие в России, проводят процедуру удаления личных страниц умерших, получив соответствующий запрос от их родственников.

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЛУЧШЕ ПОСТУПАТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С АККАУНТАМИ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ? (от числа тех, у кого есть аккаунты в социальных сетях)

 

июн.15

Полностью удалять аккаунт без возможности восстановления

41

Присваивать аккаунту «памятный статус»: устанавливать статус о том, что человек умер, давать возможность друзьям смотреть фотографии и добавлять в ленту посты о человеке при запрете на добавление в «друзья», отправку личных сообщений

30

Передавать права доступа к аккаунту наследникам или доверенному лицу, которого пользователь сам назначит при жизни

24

Другое

4

Нет ответа

<1

30%  россиян высказались за присвоение аккаунту «памятного статуса», которое сейчас возможно только в сети Facebook: к странице умершего добавляется специальная пометка о смерти владельца, аккаунт не отображается у других пользователей в списках потенциальных друзей и напоминаниях о днях рождения, а доступ к нему полностью блокируется. При этом число выступающих за введение памятного статуса выше среди тех, у кого в друзьях есть уже умершие люди, и достигает 60%. Для них более ценно сохранить память об усопших.

 

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИСВОЕНИЯ ПАМЯТНОГО СТАТУСА ДЛЯ АККАУНТА УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА, НАРЯДУ С ФЕЙСБУКОМ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ ТАКЖЕ В ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ? (от числа тех, у кого есть аккаунты в социальных сетях)

 

июн.15

Да

42

Нет

32

Затрудняюсь ответить

27

Нет ответа

<1

Возможность передавать право доступа к аккаунту наследникам или доверенному лицу, которого пользователь сам назначит при жизни, поддержали 24% опрошенных, зарегистрированных в социальных сетях.

Тимур Бекмамбетов, глава кинокомпании BAZELEVS, продюсер фильма «Убрать из друзей»:

«Мне кажется, неслучайно большинство опрошенных высказались за удаление аккаунтов умерших людей. Это не говорит об их желании поскорее забыть покойных, скорее, тут работает мистический страх – тот же, что заставляет нас обходить кладбища стороной. В такие виртуальные кладбища по естественным причинам будут постепенно превращаться социальные сети, ведь количество «мертвых аккаунтов» уже сейчас исчисляется миллионами – самое время задуматься об этой проблеме. На мой взгляд, у нее есть единственное логичное решение – предоставить владельцу аккаунта право при жизни определить, как он хочет распорядиться им после смерти. Сейчас его не дает ни одна российская социальная сеть – только формально зарубежный Facebook, поэтому мы призываем их разработать и внедрить соответствующий механизм. Социальное сети – публичное поле, и человек должен иметь возможность защитить в нем память о себе».

 

Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов см. в pdf-файле [2], прикрепленном ниже.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):