- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Эффект Трампа

Рейтинги первых лиц имеют несколько источников роста, и противостояние с Америкой далеко не единственное средство. Дополнительную легитимность можно черпать не только в традиционном антиамериканизме, но и во взаимодействии с США, используя его как подтверждение международной значимости России

Симпатии россиян к Трампу не означают, что антиамериканские настроения в России резко сменились любовью к Америке. Недоверие к США настолько велико, что приход нового человека в Белый дом вряд ли может повернуть традицию, которая формировалась десятилетиями. Но то, что Трамп позитивно высказывается об отношениях с Москвой, дает возможность улучшить привычно негативный образ США в глазах российского общества.

Внимание, но не интерес

Избрание Дональда Трампа 45-м президентом США привлекло особое внимание россиян. Дважды – в ноябре 2016 и январе 2017 года – новости, связанные с Трампом (его победа на выборах и инаугурация), становились самыми запоминающимися событиями месяца в России. По нашим опросам, они затмили даже арест Алексея Улюкаева, крушение ТУ-154 и гибель в этой катастрофе хора Александрова. Победа Трампа вообще стала для россиян главным событием 2016 года (его называли 28% респондентов, если не считать за событие рост цен, о котором упоминали 30%), заслонив все остальное.

И все-таки внимание к этим событиям не нужно путать с интересом. Так, за самой избирательной кампанией в США в августе и октябре 2016 года «внимательно следили» не более 12–15% [1] респондентов. Основная масса населения (около 73–76%) лишь «что-то слышали» о ходе американских выборов. Большинство следило за происходящим в Америке в фоновом режиме, без особого интереса отсматривая ежедневные новости крупных федеральных телеканалов, которые для подавляющего большинства российских граждан по-прежнему являются главным источником информации о происходящем в России и за рубежом.

Пока та или иная тема доминирует в информационной повестке телеканалов, она привлекает внимание. Но если тема исчезает, то и внимание большинства быстро переключается на что-то новое. Так было [2] с восприятием событий на Украине, которые на протяжении полутора лет занимали внимание россиян, но с середины 2015 года практически полностью исчезли из поля зрения рядового российского гражданина.

Американские выборы определенно были одной из центральных тем на российском телевидении в последние месяцы. Согласно исследованию [3] Джорджио Комаи, за два первых месяца 2017 года ведущие российские телеканалы упоминали Дональда Трампа в несколько раз чаще, чем Владимира Путина. Но уже к концу февраля ситуация изменилась и тема стала уходить.

Сдержанный оптимизм

На всем протяжении избирательной кампании россияне отдавали предпочтение Трампу, а не Клинтон, но это не было безоговорочной поддержкой. Вплоть до завершения предвыборной гонки половина населения оставалась равнодушной к событиям в Америке. Так, в августе 2016 года для 35% россиян предпочтительнее выглядела [4] победа Трампа, для 13% – победа Клинтон, а остальным было все равно. В октябре это соотношение немного изменилось и составило 38% и 9% соответственно. Только после оглашения результатов выборов российское общественное мнение однозначно склонилось в пользу Трампа: в ноябре о симпатии к избранному президенту США заявили около 60% россиян (при 36% безразличных и 5% за Клинтон). Главным аргументом в пользу Трампа стало то, что он «более дружественно относится к России» – так объяснили свой выбор 63% его «сторонников».

Чувства, которые россияне испытывали от победы Трампа, вряд ли можно назвать эйфорией. Это больше похоже на осторожный оптимизм. Если сразу после выборов надежды на улучшение отношений между Россией и США связывали с Трампом 54% россиян, то перед его вступлением в должность в январе 2017-го их доля опустилась до 46%. И этот последний показатель был лишь немногим больше того, что наблюдался в 2009 году, перед инаугурацией Барака Обамы. Тогда надежды на нового президента США возлагали почти 40% россиян. Всего через пять лет, в момент наибольшего напряжения между Россией и Америкой в конце 2014 года, о симпатиях к Обаме заявляли не более 2% россиян.

Поэтому, несмотря на позитивное отношение к новому президенту США, люди на фокус-группах довольно сдержанно высказываются о перспективах российско-американских отношений. Неудавшаяся перезагрузка c Обамой еще свежа в памяти. Как сформулировал свою позицию один из участников групповых дискуссий в январе этого года: «Поначалу все они обещают золотые горы. Поживем – увидим. Потому что Обама тоже сначала очень много и красиво говорил».

Эффект Трампа

Тем не менее избрание Дональда Трампа заметно улучшило отношения россиян к Америке. С ноября по февраль количество россиян, которые «плохо относятся» к США, сократилось [5] на семь процентных пунктов (с 56% до 49%), количество симпатизирующих Америке, наоборот, заметно выросло (с 28% до 37%). Однако неправильно связывать наступившую разрядку только с Трампом – первые ее признаки были заметны еще за полтора года до американских выборов.

Своего пика антиамериканские настроения достигли на рубеже 2014–2015 годов, тогда к США «плохо» относились 81% россиян, «хорошо» – только 12%. С тех пор наблюдалось медленное улучшение образа Америки в глазах российского общества. С победой Трампа этот процесс лишь немного ускорился. Параллельно, без всякого Трампа все это время синхронно улучшалось отношение россиян к Европе. Поэтому изменение настроений россиян следует связывать не с приходом Дональда Трампа в Белый дом, но с желанием российского руководства навести мосты в отношениях с западными странами. Из-за этого стала меняться риторика российских государственных телеканалов и улучшилось отношение к Западу в целом.

Дальше возможны два варианта развития ситуации. Если с Западом удастся договориться, критика в адрес США и Европы на российском телевидении будет свернута, а отношение российских граждан к западным странам продолжит улучшаться. Если же сблизить позиции не удастся, стоит ждать нового витка антизападной риторики и серьезной подвижки в общественном мнении не произойдет.

Альтернатива антиамериканизму

Российское общественное мнение готово принять оба варианта развития событий, но вовсе не потому, что слепо следует за риторикой в центральных СМИ. Как было показано [6] ранее, российский антиамериканизм только частично можно объяснить действием телевизионной пропаганды. Негативный образ Америки, подозрения во враждебном и надменном отношении к России складывались у россиян постепенно на всем протяжении 1990-х годов и в нулевые годы уже практически не менялись.

Негативное отношение к Америке во многом является реакцией на потерю Россией своих международных позиций и на глобальное лидерство Америки, которая не чувствует себя связанной какими-либо обязательствами перед бывшим противником по холодной войне. В основе сегодняшнего негативного отношения к США – чувство ущемленности, обиды, неспособность получить признание собственной значимости. Отсюда и многократно повторяющаяся на фокус-группах фраза «не уважают, так пусть хотя бы боятся» и какое-то детское упрямство в словах респондентов и первых лиц государства, что Запад «первым начал». А раз так, то и первый шаг навстречу должны делать не мы, а они.

Вполне возможно, что параллельно существует подспудное ощущение и собственной ответственности за происходящее, но это чувство всеми силами подавляется. Если же шага Запада навстречу не случится, мы готовы [7] терпеть санкции, лишь бы не уступать. Потому что уступка понимается как слабость. Поэтому, когда Трамп заявил, что он хочет наладить отношения с Россией, российские граждане (да и власть тоже) увидели выход из сложившегося тупика, возможность сохранить лицо.

В горячую дружбу между двумя странами сегодня не верят даже многие из тех россиян, кто с симпатией относится к Америке. Однако нормализацию и расширение диалога с Западом приветствовали [8] бы многие. Но при описанных выше условиях. Идеальные отношения между Россией и США часто представляются как взаимное признание и невмешательство в дела друг друга. «Они не будут лезть к нам, а мы не будем к ним», – рассуждают участники фокус-групп.

Кто-то может возразить, что российские власти никогда не пойдут на нормализацию отношений с США, так как Америка является естественным кандидатом на роль внешнего врага, а негативная мобилизация общественного мнения – это важное средство поддержания высоких рейтингов и общей легитимности политического режима в глазах населения. Но такое понимание ситуации будет чрезмерным упрощением происходящего.

Рейтинги первых лиц имеют несколько источников [9] роста, и противостояние с Америкой далеко не единственное средство, которое может быть использовано для укрепления авторитета власти. Повышению рейтингов в последние годы способствовал не столько конфликт с США и «сплочение вокруг флага», сколько сопутствующий этому рост чувства собственной значимости и ощущение возрождающегося величия России – «творим что хотим, наплевав на критику».

Дополнительную легитимность можно черпать не только в противостоянии, но и во взаимодействии с США. По крайней мере российские власти имеют возможность представить ситуацию гражданам именно в таком свете. Если Америка при Трампе согласится признать важную геополитическую роль России, это может быть благосклонно воспринято российским обществом.

Такое уже случалось, когда после 11 сентября 2001 года Россия и США ненадолго открыли совместный фронт против мирового терроризма. Тогда сотрудничество двух стран в области безопасности было воспринято положительно большинством россиян – в нем видели подтверждение международной значимости России. Похожий эффект может иметь место и сейчас, когда тема борьбы с международным терроризмом стала ключевой во время январского телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Путина.

Оригинал [10]

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):