Пресс-выпуски

Гендерные образы

Левада-Центр продолжает изучение гендерных установок населения. Представления жителей России об основных качествах мужчин и женщин по-прежнему стереотипно окрашены. «Тройка» характерных мужских качеств включает «трудолюбие» (72%), «ответственность» и «заботливость» (по 40% – каждое из качеств). В отличие от женщин, респонденты для мужчин чаще называли такие качества, как «логика» (24% против 9% соответственно) и «исполнительность» (28% против 13%).

Среди качеств, наиболее свойственных женщинам, респонденты выделяли: «заботливость» (60%), «красоту» (50%) и «верность» (45%). Получается, что единственное качество, в равной мере часто отмечаемое и для мужчин, и для женщин – это «заботливость».

Если представления мужчин о себе в целом совпадают с представлениями о них у противоположного пола [см. Рисунок 2], то образ женщин у самих женщин менее однозначен, чем образ женщин у мужчин. Они значительно чаще мужчин отмечают наличие у женщин традиционно мужских характеристик [см. Рисунок 3]: «трудолюбия» (на 22 п.п.) и «ответственности» (на 12 п.п.), в то время как мужчины чаще предписывают представительницам противоположного пола «красоту» (на 14 п.п.) и «легкомыслие» (на 11 п.п.).

Мужчины же, судя по мнению женщин, преувеличивают свое трудолюбие и логику (79% против 67% и 29% против 19% соответственно). Сами женщины охотнее отмечают у противоположного пола «лень» (18% против 7%), «неразборчивость в связях» (12% против 4%), «неряшливость» (11% против 7%) и «легкомыслие» (14% против 5%).

«Неразборчивость в связях» оказалась в конце списка с возможными качествами для представителей обоих полов. Стоит отметить, что и в рамках других исследований респонденты при ответах респонденты табуируют такое качество, как, например, «сексуальность» (свежий пример – осуждающая реакция на фотографию учительницы в купальнике).

Если обратиться к различиям в гендерных образах у женщин в зависимости от их возраста и уровня образования, то можно увидеть, что женщины с высшим образованием активнее требуют от мужчин «исполнительности», «логики» и «ответственности», в то время как женщины со средним образованием и ниже чаще отмечают в противоположном поле общечеловеческие качества –  «заботливость» и «верность».

От представительниц своего пола высокообразованные жительницы России требуют «ответственности» и «заботливости». По мере взросления женщины в меньшей степени ценят в других женщинах «красоту» и «чистоплотность» (как качества необходимые – с точки зрения большинства – для успешного поиска партнера/ мужа), а в большей – «трудолюбие». Российские женщины активного трудоспособного возраста чаще отвечали, что их полу свойственна «исполнительность» и «творческий склад ума».

Рост значимости «верности» в отношении представителей обоих полов свидетельствует об укреплении (пусть даже декларативно) консервативно-религиозных взглядов на семью и брак, на что указывают и другие данные о негативном отношении к меньшинствам, абортам и пр. Частота выбора «верности» увеличилась с 16% в 2008-2012-м гг. до 31% в 2019-м для мужчин и с 33-36% до 45% для женщин. Жители России стали чаще называть «трудолюбие» и «заботливость» среди списка возможных качеств, что, вероятно, может рассматриваться как демонстрация приверженности стратегии «надеяться только на себя», артикулируемой в опросах в периоды социально-экономической нестабильности (похожие результаты фиксировали в 2002-м году).

Рисунок 1. Распределение мнений о качествах в целом по выборке

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)

 фев.02фев.08фев.12мар.19
Трудолюбие61515272
Ответственность38343940
Заботливость32232340
Верность19161631
Исполнительность21152028
Логика19222324
Лень15232113
Легкомыслие11171410
Неряшливость913129
Творческий склад ума1614109
Чистоплотность10459
Неразборчивость в связях1416158
Красота4344
Затруднились ответить6652

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ЭТИХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)

 фев.02фев.08фев.12мар.19
Заботливость46474460
Красота48474650
Верность40363345
Трудолюбие41322941
Чистоплотность36313034
Ответственность21181622
Легкомыслие12161613
Исполнительность13131313
Творческий склад ума781212
Логика6789
Лень3563
Неразборчивость в связях2342
Неряшливость1222
Затруднились ответить4552

Рисунок 2. Распределение мнений о качествах мужчин в зависимости от гендерной принадлежности

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ?

 Мужчины о мужчинахЖенщины о мужчинах
Трудолюбие7967
Заботливость4239
Верность3330
Ответственность4239
Красота54
Чистоплотность108
Исполнительность3026
Логика2919
Легкомыслие514
Творческий склад ума99
Лень718
Неряшливость711
Неразборчивость в связях412

Рисунок 3. Распределение мнений о качествах женщин в зависимости от гендерной принадлежности

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ?

 Мужчины о женщинахЖенщины о женщинах
Трудолюбие2951
Заботливость5861
Верность4743
Ответственность1628
Красота5844
Чистоплотность3434
Исполнительность1016
Логика710
Легкомыслие198
Творческий склад ума1113
Лень42
Неряшливость21
Неразборчивость в связях22

Распределение ответов в зависимости от возраста и уровня образования мужчин и женщин доступно в таблице по ссылке.

Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра

Опрос проведен 21–27 марта 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):