- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Динамика потребительских настроений в марте 2019 года

Динамика потребительских настроений в марте 2019 года

Индекс потребительских настроений Левада-Центра[1] [1] отражает негативные тенденции в экономике. В марте 2019 года он составил 98 пунктов. Показатель 100 указывает на баланс между положительными и отрицательными оценками. Показатели индекса улучшились по сравнению с началом года (плюс 9 пунктов)[2] [2], но остается ниже показателя марта прошлого года (минус 9 пунктов). ИПН еще не вышел на докризисный показатель (до 2009 года), поэтому говорить о выходе из кризиса 2014 года пока нельзя.

ИПН по России

[3]

Показатели индекса по Москве с начала роста кризисных настроений в 2014 году в среднем находятся ниже среднего по стране. В марте разница индекса между Москвой и Россией в целом составляет минус 7 пунктов (в среднем за первый квартал минус 13 пунктов).

ИПН по стране и по Москве

[4]

Индекс потребительских настроений состоит из оценок текущего положения дел и ожиданий будущих изменений[3] [5]. Существенное расхождение этих индикаторов может говорить о процессе преодоления кризиса, когда ожидания от будущего приходят «в норму» быстрее реальных изменений. Можно выделить три больших периода:

Текущее материальное положение и ожидания от будущего

[6]

Индекс целесообразности дорогостоящих покупок для дома в марте 2019 года поднялся на 11 пунктов выше, чем в январе. Наибольший показатель индекса опрос зафиксировал среди обеспеченных россиян, имеющих возможность покупать товары длительного пользования (+22 пункта относительно среднего по стране).

Индекс целесообразности крупных покупок

[7]

Вопрос о покупке недвижимости и автомобилей показывает небольшой рост по сравнению с августом 2018 года. При этом интерес к покупке недвижимости с лета прошлого года уверенно обходит интерес к приобретению автомобиля. Несмотря на некоторое снижение интереса по сравнению с августом, рост индекса сохраняется среди высокодоходной группы и молодежи. Сегодня интерес к вложениям в недвижимость может быть обусловлен реакций на грядущие изменения в поле регулирования долевого строительства. Также это может сигнализировать о потребительской неуверенности и стремлении сделать инвестиционные вложения.

Покупка недвижимости и автомобилей

[8]

Интерес к покупкам в кредит, который постепенно рос с момента окончания прошлого кризиса до осени 2014 года, был подорван конфликтом в Украине и внешнеполитической нестабильностью. На данный момент индекс находится на уровне мая 2016 года. С середины 2016 года потребительский оптимизм к покупкам в кредит возрастал, но в 2018 году снова снизился (минус 22 пункта). Отсутствие данных за 2018 год не позволяет точно определить момент начала снижения индекса. Вероятно, на этот индекс оказали влияние пенсионная реформа и неуверенность в будущем российской экономики и семейного бюджета.

Индекс покупок в кредит, в долг

[9]

Методика расчета индексов

Подробно методика расчет индекса представлена на сайте Левада-Центра https://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/ [10]

Индексы потребительских настроений рассчитываются как среднее арифметическое разности положительных и отрицательных ответов из индивидуальных индексов.

Совокупный индекс потребительских настроений рассчитывается по вопросам:

Индекс текущего материального положения рассчитывается по вопросам:

Индекс будущего семьи и страны рассчитывается по вопросам:

Индивидуальные индексы:

  1. Оценка целесообразности покупки автомобиля
  2. Оценка целесообразности покупки недвижимости
  3. Оценка целесообразности крупных покупок в кредит

По этим вопросам строился индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов + 100 (чтобы избежать появления отрицательных значений индекса).

Использованы данные регулярных опросов по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом от 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.

[1] [11] См. методику расчета индекса Левада-Центра в конце документа и на сайте: https://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/indeks-potrebitelskikh-nastroenii/ [12]

[2] [13] См. М. Красильникова. «Потребительские настроения», Левада-Центр, 07.02.2019 https://www.levada.ru/2019/02/07/potrebitelskie-nastroeniya/ [14]

[3] [15] См. методику расчета в конце документа

Степан ГОНЧАРОВ
Ольга КАРАЕВА

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь [16].

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):