Публикации в прессе

Помогать и наказывать

Россияне стали терпимее относиться к представителям сексуальных меньшинств, проституткам и феминисткам, показал опрос «Левада-центра». Все большее число респондентов склоняются к тому, что в отношении этих категорий граждан государство не должно предпринимать радикальных действий, их надо предоставить самим себе. Обратный тренд наблюдается в отношении религиозных сект: большинство (в совокупности 62%) респондентов полагают, что их надо изолировать от общества или же уничтожить. Социологи отмечают, что изменению восприятия уязвимых групп населения способствуют некоммерческие организации, рассказывающие о проблемах этих людей. Впрочем, опрос проводился в 20-х числах февраля, еще до начала интенсивного роста в РФ числа подтвержденных случаев COVID-19.

Опрос проводился у респондентов на дому с 20 по 26 февраля 2020 года в рамках исследовательского проекта «Советский человек». Участие в нем приняли 1,6 тыс. россиян из 137 населенных пунктов 50 субъектов. Исследование показало, что крайнюю нетерпимость опрошенные проявляют в первую очередь к преступникам. На их взгляд, террористов (80%), педофилов (75%), убийц (61%) и экстремистов (44%) следует ликвидировать. Исследователи не уточняют, идет ли речь о преступлениях, доказанных в суде. Также не уточняется, какие именно сообщества следует понимать под религиозными сектами (в российском законодательстве понятие «секта» отсутствует): респонденты полагают, что их членов надо изолировать от общества (41%) или уничтожить (21%). В «Левада-центре», представляя данные опроса, упоминали в этой связи, например, «Свидетелей Иеговы». Отметим, что «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и 395 его региональных отделений в 2017 году были признаны экстремистскими организациями и запрещены в РФ. При этом Верховный суд дал разъяснение, что само учение «свидетелей Иеговы» не запрещено.

По сравнению с 2015 годом россияне стали терпимее относиться к сексуальным меньшинствам. За пять лет стало несколько меньше тех, кто считает, что представителей ЛГБТ-сообществ следует изолировать от общества (было 37%, а сейчас 32%). Больше за пять лет стало респондентов, которые полагают, что ЛГБТ-сообщества должны быть предоставлены самим себе: теперь так думают 32% против 24% в 2015 году. 41% респондентов считают, что не стоит обращать внимания и на феминисток.

Спокойнее в российском обществе стала восприниматься проституция. Еще пять лет назад 18% опрошенных считали, что проституток надо ликвидировать, то теперь так думают только 9%. Сторонников изоляции секс-работников от общества стало 26% — пять лет назад такую противоречивую точку зрения разделали 33% опрошенных. Существенно увеличилось число респондентов, которые полагают, что секс-работникам следует помогать (было 7%, а стало 27%).

Среди тех, кому, по мнению россиян, следует оказывать помощь, уверенно лидируют бездомные (88%), люди с ВИЧ (79%) и тяжелыми психическими нарушениями (63%). За ними следуют алкоголики (74%), попрошайки (57%) и наркоманы (53%).

«За последние 30 лет отмечается ослабление стигматизации социально уязвимых категорий и расширение нормы, согласно которой надо помогать, а не изолироваться от них,— прокомментировала “Ъ” результаты исследования социолог ”Левада-центра” Карина Пипия.— Кроме мер государственной поддержки большую роль играет развитие некоммерческого сектора, появление организаций, работающих на улучшение образа уязвимых групп населения в глазах общества. Они рассказывают о домашнем насилии, о жизни людей с ВИЧ. Например, фильм Юрия Дудя (”ВИЧ в России: эпидемия, про которую не говорят”.— “Ъ”) посмотрели несколько миллионов человек. Однако в отношении членов религиозных сект наблюдается противоположный тренд. В 1990-е годы к ним относились лучше, чем сейчас. С одной стороны — это результат репрессивной борьбы государства с ними, с другой — укрепление роли православной идентификации: более 70% россиян сейчас считают себя православными против 15–20% в начале 1990-х».

В целом молодые люди толерантнее респондентов старшего возраста, как и лица с высшим образованием чаще малообразованных выступают за социальную поддержку данных категорий населения, отметила госпожа Пипия.

«Хоть в советском обществе и проповедовался гуманизм, на самом деле оно жило в значительной степени воспоминаниями о практиках, в рамках которых с врагами надо поступать просто и однозначно,— сказал “Ъ” политолог Алексей Макаркин.— Такой жесткий подход, что надо уничтожать и тех, кто может навредить, и даже тех, кто не приносит пользу обществу, вовсе не означает, что люди готовы взять в руки оружие и идти ликвидировать. С другой стороны, это компенсаторная реакция, когда человек ощущает себя слабым, униженным, неуверенным, беззащитным перед властью. Поэтому он хотя бы символически оттягивается на тех, кто, с точки зрения общества, является девиантным. Сейчас появилось новое поколение, у которого такой фрустрации уже меньше. Грубо говоря, это люди, которые не стояли в очередях».

По мнению эксперта, ухудшение отношения к религиозным сектам началось после того, как существовавшая с 1984 года японская экстремистская организация «Аум Синрикё» устроила в марте 1995 года теракт с применением боевого отравляющего вещества в токийском метро, в результате которого погибли 12 человек и около 1 тыс. пострадали. Если в советское время секты осуждались, то в конце 80-х — начале 90-х они были легализованы, новые религиозные организации получили большое распространение, стали снимать залы и стадионы. В частности, и «Аум Синрикё» активно действовала в России в начале 1990-х. Токийский теракт стал шоком для российского общества и с тех пор началось психологическое отторжение сект, напоминает господин Макаркин. Отметим, что, по данным «Левада-центра», в 1994 году в России насчитывалось 8% респондентов, готовых оказывать помощь сектам, а за ликвидацию их членов выступали лишь 6% опрошенных. Сторонники помощи членам сект есть и в 2020 году: их стало чуть больше, чем в 1994-м,— 9%.

Оригинал