- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Мечты не сбываются

Как изменился российский потребитель с момента либерализации цен в стране? На этот вопрос отвечает исследование, которое представила на ежегодной конференции «Левада-Центра» руководитель отдела потребления и уровня жизни Марина КРАСИЛЬНИКОВА.

Социологи  определили, как изменился портрет российского потребителя за 25 лет, используя не «субъективные воспоминания современников», а сравнив данные опросов конца 1980-х – начала 1990-х годов с аналогичными исследованиями 2016 года.

Основными источниками дохода у большинства граждан, как и 25 лет назад, остаются оплата труда по найму и социальные выплаты. Личные сбережения «есть не у многих россиян» и их объем редко превышает полугодовой доход. «Большинство находится в состоянии заложников текущей экономической ситуации, в состоянии «достойной бедности», – отмечает Марина Красильникова.

Сравнивая доходы и потребление за последние 25 лет, Красильникова отмечает, что, например, среднедушевые доходы выросли на четверть, в два с половиной раза увеличился товарооборот: «Рост доходов и потребления по объективным показателям, безусловно, присутствует, однако интересно провести сравнения структуры бытовых проблем, осложняющих жизнь тогда и сейчас, определить объемы сбережений, проанализировать потребительское поведение, сравнить субъективное восприятие достатка в прошлом и сейчас».

Так, в 1991 году были две основные проблемы – высокие цены и дефицит товаров. Именно это в большей степени «осложняло повседневную жизнь» россиян.  В 1994 и в 2016 выбранные варианты ответов почти не изменились: исчезла только проблема дефицита, низкие доходы и высокие цены по-прежнему остаются на первом месте.

В начале  1990-х объемы сбережений можно было назвать значительными, но уже тогда, говорит Красильникова, люди ставили под сомнение ценность этих сбережений, потому что отвечая на вопрос, можно ли считать богатой семью с приличным доходом, но не делающую сбережений, 40% отвечали «да» и только 30% сомневались в этом. Иными словами, сбережения не являлись символом обеспеченности. Где люди хранили сбережения?

Структура сбережений спустя 25 лет упростилась, повысился интерес к наличности, а интерес к иностранный валюте снизился. Заметно за последние годы выросло доверие к банковской системе.

Фактически либерализация цен была объявлена в январе 1992 года, но попытки дифференцировать цены на товары начались раньше (кооперативная торговля, павловская реформа 1991 года). «При этом люди не спешили пользоваться сбережениями, которые у них были: почти 60% никогда не покупали кооперативные товары, а если речь шла о переплате, то максимально допустимая переплата, по мнению потребителей, могла составлять 100%. Большинство предпочитало стоять в очереди, а не переплачивать».

Опираясь на данные опросов 25-летней давности, Красильникова показывает, что возросшая популярность кредитов не является исключительной особенностью современности. Покупки «взаймы» были распространены и до либерализации цен, правда, речь шла в основном о займах у частных лиц или ссудах на предприятиях.

Доступность автомобилей, появление мобильного телефона мало что говорят о переменах в потребительском поведении семьи, замечает Красильникова, комментируя оценки россиянами своего уровня жизни.

Треть семей в 1991-ом утверждала, что «денег хватает только на самое необходимое», «ни в чем себе не отказывали» лишь 3%, средним классом можно было назвать 9%. В 2017 году группа самых бедных значительно сократилась, однако доля тех, кому не хватает денег на товары длительного потребления, а хватает только на самое необходимое, значительно возросла.

Ожидают светлого материального будущего чуть большее количество россиян, чем 25 лет назад. В целом, надежды на изменение материального положения до либерализации цен не сильно отличаются от современных.

Важные перемены, считает Красильникова, произошли в вопросе выбора способов повышения семейного дохода. 25 лет назад занятие бизнесом и «собственную экономическую активность» большинство называло приемлемым способом для «повышения своего материального положения». Однако сейчас, отвечая на подобный вопрос, россияне называют этот вариант – заняться предпринимательством – «наименее надежным». «Очевидно, что уровень самостоятельности россиян за 25 лет рыночных отношений существенно снизился», — считает Красильникова.

Отвечая на этот вопрос, большинство россиян выбирали и выбирают государственную систему управления и распределения. Структура их предпочтений не изменилась за двадцать с лишним лет, а только выросло количество сторонников и противников за счет сокращения числа затруднившихся ответить. Многие выступали и выступают за установление фиксированных цен на базовые продукты питания. Только каждый десятый респондент, тогда и сейчас, соглашается с тем, что государство не должно искусственно ограничивать рост цен.

Сравнение данных продемонстрировало, что, действительно, повысился уровень жизни не только по данным статистики, но и по субъективным оценкам респондентов, отмечает социолог.  «Уровень удовлетворенности населения своей жизнью немного повысился, уверенности в завтрашнем дне стало чуть больше, но, при этом, желание искать самостоятельно способы для повышения уровня жизни, не ориентируясь исключительно на наемный труд, стало заметно непопулярным. Получается, что большинство наших соотечественников сохранило и укрепило поведенческие нормы, создающие потенциально высокую готовность для отказа от принципов свободной торговли и частного предпринимательства», – делает вывод Красильникова.

Оригинал [1]

Аудиозапись выступления Марины Красильниковой с данным докладом и презентацию можно посмотреть/скачать по ссылке. [2]

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):