- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Потребление новостной информации среди молодых жителей крупных городов (исследование дневников)

Левада-Центр (Levada Lab) совместно со студентами ВШЭ и МГУ провел дневниковое исследование потребления информации среди молодых жителей крупных городов. Исследование проводилось в течение двух недель с 05.03 по 20.03.

Инструментом для проведения исследования стал Telegram-бот. Этот инструмент упростил процесс ведение дневника, сделав возможным проведение исследования по использованию цифровых медиа. Более подробное описание инструмента вы сможете найти на сайте Levada Lab [1] (исследовательской лаборатории Левада-Центра)

Основные выводы

Полный текст отчета доступен по ссылке [3]

Упоминаемые новостные темы

Исследование пришлось на «предизоляционный период» (с 05.03.20 по 20.03.20). Это внесло серьезные изменения в спектр тем, которые упоминали респонденты во время исследования. Новости об эпидемии в России и в мире стали самыми упоминаемыми. Их как минимум однажды упоминало большинство опрошенных (71% и 59% соответственно). Половина респондентов упоминали новости, касающиеся известных людей. Особенный вклад в эту повестку внесли арест счетов и болезнь Олега Тинькова. Почти столько же упоминали изменения курсов валют (напомним, что резкое падение курса рубля началось с 9 марта). «Обнуление» сроков Путина и голосование по Конституции также интересовали молодых россиян – каждую из них отметили больше трети опрошенных. Важно уточнить, что практически каждый второй респондент упомянул новость, которую трудно было классифицировать в одну из категорий. При этом общая доля таких новостей не велика.

% респондентов, которые упомянули тему хотя бы один раз за период исследования

Коронавирус-новости об эпидемии в мире (заболевшие, разное)71
Коронавирус-новости об эпидемии в России (заболевшие, разное)59
Известные люди49
Курсы валют (падение рубля и тд)44
Референдум по Конституции и Поправки38
Политика38
Обнуление сроков Путина36
Культура (музыка, фильмы, актеры), спорт36
Коронавирус-удаленная работа и учеба35
Техника, IT, наука35
Экономика30
Отмена, закрытие, перенос мероприятий в связи с Коронавирусом30
Евровидение27
Насилие, уголовные дела27
Смешное, юмор21
Коронавирус-паника (нехватка продуктов, очереди и тд)16
Погода12
Дичь, трэш новости12
Другое44

Изменение новостной повестки во времени

Из введенных новостей стало возможно составить укрупненные темы и увидеть существенные изменения в их упоминаемости во времени.

Код «Культура, наука» включает то, что можно считать интересами респондентов. Новости о происходящих событиях в мире и стране составляют значительную долю указанных новостных тем в первые дни исследования, но затем уступают место актуальной повестке: новостям о коронавирусе в России и в мире. Значение темы коронавируса в новостной картине только растет к концу исследования. К ним добавляются новости о введении удаленной работы и дистанционной учебы, которые начинают появляться с 15 марта.

Новости, касающиеся проведения голосования и «обнуления» сроков Путина, имеют стандартную колоколообразную динамику инфоповода, пик которой приходится на 10-11 марта. По результатам опроса Левада-Центра в марте изменение Конституции РФ стало второй по упоминаемости темой марта (13%; среди молодых россиян в возрасте 18-24 лет – 17%).

Новости по экономике содержат две ключевые темы, заметные на графике: изменения курсов валют и влияние коронавируса на экономику. Скачок курса стал третьей по упоминаемости темой в марте (11%; 14% молодых россиян).

Число указанных новостей за указанный период (в %)

[4]

Источники новостей

Респондентам были предложен краткий выбор каналов распространения информации, из которых они могли узнать новость. Этот вопрос задавался после каждой введенной новости.

Подавляющее большинство респондентов получили новости из СМИ (в социальных сетях и интернете). Более половины респондентов узнали новости от друзей в соцсетях, к ним можно добавить оффлайн контакты со знакомыми (они попали «ничего из перечисленного»). Половина респондентов получали новости через пост (репост) от известных им людей, еще примерно треть – от незнакомых людей. Телевизор, как и специализированные новостные приложения, стали источником информации как минимум один раз для трети респондентов.

% респондентов, которые использовали различные каналы получения информации о новостях хотя бы один раз

Вы видели материалы СМИ в социальных сетях (и Telegram-каналах)85
Вы читали материалы СМИ в интернете80
Ваши друзья написали сообщение в социальных сетях с новостью58
Вы увидели пост с новостью от известного человека47
Вы увидели пост с новостью от незнакомого человека32
Вы видели новость по телевизору30
Вы читали новости через новостные приложения30
Ничего из перечисленного38

Отдельного внимания заслуживает распределение источников в новостной картине в зависимости от новостной темы. Для примера возьмем новости о коронавирусе в мире, введении удаленной работы и дистанционного обучения, «обнулении» сроков Путина, экономике и курсах валют.

Новости, касающиеся коронавируса в большей степени формировались с помощью медиа в социальных сетях. Новости об экономике – в равной степени приходились на материалы СМИ в соцсетях и интернете (а также новостных приложений). Эти новостные темы формировались вне близкого круга контактов, и они затрагивали личный опыт респондентов в меньшей степени. Новости, которые касались введения удаленной работы, имели непосредственное влияние на жизнь респондентов, их работу и свободное время. Они отражали изменение привычного порядка жизни многих респондентов. Поэтому значительно вырастает значение личных источников информации: в большей степени это персональное общение с близкими и в меньшей степени – через круг слабых связей в социальных сетях (посты от знакомых и незнакомых людей).

Доля источников информации по отдельным новостным темам (в %)

[5]

Кроме закрытого вопроса об источниках информации респондентам регулярно (каждые два дня) задавался открытый вопрос об использованных источниках информации. Наиболее часто используемыми источниками информации оказались «ВКонтакте» (без отдельного указания новостных источников), телеграм-каналы, веб-сайты, «Meduza», знакомые (через социальные сети и лично), «Лентач» (паблик в ВК), «РБК», «социальные сети» (без более конкретной атрибуции). Телевизор как источник новостей использовали только 8% респондентов.

Наиболее популярные СМИ, использованные респондентами за весь период исследования (хотя бы один раз).

 % респондентов
ВКонтакте30
Meduza24
Знакомые19
Лентач17
РБК15
Социальные сети10
Агрегаторы (Яндекс, Google)13
Другие ТГ-каналы26
Другие российские сайты27
Другое15
Нет ответа5

* В таблице приведены СМИ, набравшие 10%.

Среди прочих упоминавшихся источников: ТГ Мэш, ТГ Рифмы и панчи, 4chan, BBC, Forbes, Lenta.ru, Варламов, Антиглянец, Ведомости, Газета.ру, 2ch, Euronews, КоммерсантЪ, МБХ медиа, Медиазона, Reddit, Новая газета, The Bell, РИА, ТАСС, Эхо Москвы, Пикабу и другие.

Взаимодействие с новостями

Три четверти респондентов отправляли сообщение с новостью (74%). Более половины ставили лайк (57%). Каждый пятый респондент писал комментарий или делал пост с новостью. Каждый седьмой делал репост новости (14%).

% респондентов, которые взаимодействовали с новостями одним из предложенных способов за весь период исследования

Отправляли сообщение с этой новостью другу74
Ставили лайк (нравится)57
Писали комментарий под сообщением на эту тему22
Делали пост с этой новостью21
Делали репост (распространяли чужой пост)14

 Отдельные темы в большей степени провоцировали респондентов на какие-то действия в социальных сетях. В наибольшей степени – это Евровидение (впрочем, из-за небольшого числа упоминаний трудно утверждать о действительно существенных отличиях темы от других). Тем не менее, темы, связанные с интересами респондентов, чаще встречают активную реакцию пользователей социальных сетей: культура и наука, новости об известных людях, введение дистанционной учебы и работы закономерно вызывали больший интерес респондентов, так как относились к близким ему темам. Другой гипотезой, объясняющей более активное взаимодействие с этими новостями, может быть то, что новости на перечисленные темы чаще узнавались из социальных сетей, и к взаимодействию с ними респондентов подталкивала сама коммуникативная среда.

% новостей, которые сопровождались действием

[6]

Типы взаимодействия с новостями могут отличаться в зависимости от темы. Так, новости об удаленной (дистанционной) работе имеют потенциальное значение не только для самого респондента, но и для его окружения. Поэтому мы могли чаще фиксировать отправление новости другу (39% упоминаний новости сопровождались отправкой сообщения друзьям). Новости о Евровидении могли содержать медиа-контент, который мог стать поводом для поста в социальных сетях (12% упоминаний новости сопровождались постом). Наконец, самая «слабая» форма взаимодействия (лайк) указывает на наличие общего интереса к теме. Чаще других «лайкали» темы о: Евровидении (29%), культуре и науке (21%), упоминаниях известных людей (20%), юмористический контент (19%).

Источники информации, а также наличие или отсутствие реакции на новость (действие с новостью) может меняться за определенной промежуток времени. В качестве примера можно взять новости об экономике и валютах, которые вызвали сильную эмоциональную реакцию. Это выразилось в том, что респонденты стали получать информацию на эту тему от своих знакомых, а также активно реагировали на новости в социальных сетях. При том, что СМИ сохраняли свое значение как первичный источник информации, новостной бум, который завершился к 14 марта, вызвал активность и пользователей социальных сетей.

% новостей на тему экономики и курсов валют

 
8-13 марта
14-20 марта
Источники новостей
Личные контакты217
СМИ9097
Действия с новостью
Любая активность4414
Ничего не делал(а)5887

При этом другие новостные темы, например, эпидемия коронавируса в России и в мире на данном промежутке времени имели достаточно стабильный профиль источников и действий, которые пользователи предпринимали в отношении них.

% новостей на тему эпидемии коронавируса в России и в мире

 
5-7 марта
8-10 марта11-13 марта14-16 марта17-20 марта
Источники новостей
Личные контакты2225251928
СМИ8780838885
Действия с новостью
Любая активность3024313129
Ничего не делал(а)7276747073

Более детальное исследование отдельных новостных тем в будущем может позволить обнаружить волны перехода от одних типов источников информации к другим. Проведенное исследование показало неоднородность информационного поля молодых россиян, множественность источников информации и реакций на новости внутри социальных сетей и интернет источников.

Методология и параметры выборки

Исследование состояло из двух частей. Дневниковая часть состояла из трех регулярных заданий: 1) указать новостную тему; 2) указать источник новости (закрытый вопрос); 3) указать действие, которое респондент мог предпринять с новостью в социальных сетях (поставить лайк, сделать репост и тд).

Исследование проводилось в течение двух недель с 05.03 по 20.03. Рекрутирование проводилось через личные контакты студентов 2-4 курсов МГУ и ВШЭ. Всего в нем приняли участие 145 человек.

Инструментом для проведения исследования стал Telegram-бот. Этот инструмент упростил процесс ведение дневника, сделав возможным проведение исследования по использованию цифровых медиа. Более подробное описание инструмента вы сможете найти на сайте Levada Lab [1] (исследовательской лаборатории Левада-Центра)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТЧЕТА [3]

Исследовательская команда

Айтекова ЕлизаветаНестеров Никита
Багдасарова РузанаОганян Артем
Ваксина КсенияПарщиков Данила
Давыдкина ЕкатеринаРысева Александра
Исмагулова АсияТитова Анна
Камоза ЕлизаветаТоенова Сурайа
Канкия ЮлияХавтаси Анна
Киселева КсенияХоменко Полина
Климова ВалентинаЦыганкова Камилла
Крылова НатальяШкольный Илья
Михалева Влада 

СТЕПАН ГОНЧАРОВ
ОЛЬГА КАРАЕВА

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):