PDF, Аналитические отчеты

Отчет о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)

СТЕПАН ГОНЧАРОВ
ОЛЬГА КАРАЕВА

Основные выводы

  • Коронавирус, обсуждение поправок в Конституцию и «обнуление» сроков Путина стали ключевыми темой середины марта для исследуемой выборки молодежи. Это указывает на то, что содержательно новостная повестка не отличается драматически от общероссийской повестки (см. данные мартовского опроса Левада-Центра).
  • Вместе с тем респондентов интересовали темы, которые обычно не фиксируются массовыми опросами: жизнь и события вокруг известных людей (в т.ч. Олега Тинькова, новости о котором составляли значительную часть новостей об известных людях); новости о культурных событиях (Евровидении), научные открытия, технике, юморе. Это создает более объемную картину интересов респондентов.
  • Часть новостей (например, об «обнулении» президентских сроков Путина) стали краткосрочными инфоповодами, уступив место более долгосрочному тренду: эпидемии коронавируса.
  • В момент возникновения мощных информационных поводов потребление новостей из сферы регулярных интересов пользователей (наука, юмор, культура) может снижаться.
  • Подавляющее большинство молодых респондентов получают новости из СМИ, причем доля новостей из аккаунтов СМИ в социальных сетях не уступает потреблению новостей СМИ на иных площадках. Больше половины опрошенных получали новости от знакомых в социальных сетях. Преобладание каналов СМИ в формировании новостной повестки касается всех изученных тем. Вместе с тем доля личных контактов в социальных сетях возрастает, когда информация затрагивает личный опыт респондентов (например, введение дистанционной работы и учебы).
  • Среди отдельных СМИ, использованных респондентами, преобладают Meduza, «Лентач», «РБК». Зачастую респонденты указывали в качестве источника площадку вообще («ВКонтакте», «Телеграм-каналы», «Социальные сети»), что может указывать как на то, что респондент не запоминает названия использованных медиа, так и на то, что он(а) не обращает на внимание на конкретный источник. Многие использованные медиа назывались всего несколько раз, но их спектр указывает на сильную фрагментацию медиа-ландшафта. Тем не менее, формирование повестки остается за крупными СМИ.
  • Три четверти респондентов хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, еще половина опрошенных ставили лайк (нравится) под новостью. Исследование продемонстрировало высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями. Степень взаимодействия зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые касались их лично (введение дистанционной работы и учебы) или касались постоянных интересов (наука, культура, юмор). В первом случае респонденты чаще делились новостью, во втором – ставили лайк, оценивали новость. Этому могла способствовать среда: интересные респондентам новости чаще были получены через социальные сети. Снижение доли личных контактов в числе новостных источников ведет к тому, что активность взаимодействия с новостью падает (например, новости об экономике и курсах валют).
Исследование новостных дневников(08.04)

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):