- Левада-Центр - https://www.levada.ru -

Оценка качества медицинской помощи

Мнения россиян о работе системы здравоохранения разделились почти поровну: 39% опрошенных удовлетворены работой системы здравоохранения, 43% не удовлетворены. За прошедшие десять лет удовлетворенность заметно выросла. Оценка последнего обращения к врачу выше, чем оценки системы здравоохранения в целом. При этом почти половина опрошенных (48%) считают маловероятной или совершенно невероятной возможность получения лучшего доступного в России лечения.

—-

Левада-Центр представляет результаты международного ежегодного мониторингового исследования по важным для социальных наук вопросам ISSP [1]. Это инициативная исследовательская программа, которая объединяет коллективы ученых из более чем 40 стран. Каждый год опросы проводятся по одной из 10 тем (национальная идентичность, трудовые отношения, социальные сети, экология, религиозность и др.) по сопоставимым анкетам и репрезентативным национальным выборкам. Исследование позволяет отследить изменения в общественном мнении за 10-летний период и отразить социально-культурные различия по наиболее значимым темам. Коллектив Левада-Центра является постоянным участником программы от России с 1991 года.  

Тема текущей волны исследования — здоровье и здравоохранение. Данные для международных сопоставлений будут доступны в конце 2022 года. 

—-

За последние 10 лет удовлетворенность работой системы здравоохранения выросла. О своей удовлетворенности сегодня говорят 39%, в 2011 году таких было только 27%. Тем менее, 43% опрошенных не удовлетворены работой системой здравоохранения. Ещё 18% в чем-то довольны, в чем-то нет. 

[2]

Наиболее позитивно систему здравоохранения воспринимают молодые люди — 54% опрошенных в возрасте 18-24 лет удовлетворены ее работой. В оценках остальных групп доля тех, кто недоволен медициной, выше, чем довольных.

Наибольшие различия в восприятии системы здравоохранения наблюдаются среди людей с разным материальным статусом. В наиболее обеспеченных группах больше половины опрошенных (59%) удовлетворены работой данной социальной сферы. Чем ниже обеспеченность респондентов, тем реже ожидаются позитивные оценки: лишь 28% людей, которым денег едва хватает на питание, довольны работой здравоохранением в стране.

Оценки удовлетворенности лечением, полученным при последнем обращении к врачу, выше, чем удовлетворенность системой здравоохранения в целом. Две трети (67%) опрошенных остались довольны лечением при последнем визите врача. С момента исследования 2011 года доля позитивных оценок увеличилась на 10 пп. Это произошло за счет сокращения доли тех, кто давал неоднозначные оценки (“в чем-то удовлетворен, в чем-то нет”), доля недовольных полученным лечением при этом осталась прежней.

Обращение к народной медицине не является распространенной практикой среди россиян (о доверии народной медицине говорят [3] 16%). За последний год к ее помощи прибегало менее 10% россиян, к официальной медицине — 65%. Удовлетворенность обращением к специалистам по народной медицине несколько ниже, чем обращением к врачу.

Около четверти (27%) россиян уверены, что в случае тяжелого заболевания, они смогут получить лучшее лечение, доступное в России. Эта доля выросла в 2 раза с момента опроса 2011 года. Неуверенность в такой возможности более свойственна тем, чьи доходы не позволяют покрыть расходы на питание (самым бедным): среди них 60% оценивает получение лучшего лечения как маловероятное или невероятное. В обеспеченных группах такого мнения придерживается треть опрошенных (32%).

При обращении к врачу 30% респондентов столкнулись с длинными очередями на прием или на операцию. Отсутствие свободного времени для получения помощи отметили 26% опрошенных. Пятая часть (19%)  респондентов не смогла получить лечение из-за отсутствия возможности заплатить за него. Структура этих проблем за 10 лет практически не изменилась.

У 11% респондентов за последний год бывали случаи, когда они не получали медицинской помощи, потому что у них не было возможности за неё заплатить. 16% респондентов отметили, что за последний год не получали медицинской помощи, потому что у них не было свободного времени или из-за каких-либо неотложных дел. Еще 17% респондентов не получили медицинской помощи из-за длинной очереди на лечение или проведение операции.

МЕТОДОЛОГИЯ

Опрос Левада-центра проведен 27 января — 02 февраля 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1626 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):