Наибольшая дистанцированность сохраняется по отношению к выходцам из Африки, Средней Азии и цыганам. Две трети опрошенных считают, что необходимо «ограничивать приток трудовых мигрантов». При этом половина респондентов считает, что работа мигрантов «полезна для страны и общества», этот показатель за восемь лет заметно вырос. С комментарием Льва Гудкова.
СЕЙЧАС Я НАЗОВУ ВАМ НЕСКОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, А ВЫ СКАЖИТЕ МНЕ О КАЖДОЙ ИЗ НИХ, НАСКОЛЬКО БЛИЗКО ВЫ ГОТОВЫ ВИДЕТЬ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ? (в %% ответивших, ответы ранжированы по последнему столбцу, приводятся сумма ответов “Пускал(а)..” и “Не пускал(а)..”)
авг.10 | июл.18 | авг.19 | авг.20 | дек.21 | |
выходцев из Африки | 55 | 60 | 61 | 59 | 52 |
выходцев из Средней Азии (таджиков, узбеков) | 58 | 60 | 59 | 59 | 51 |
цыган | 54 | 61 | 57 | 63 | 51 |
китайцев | 62 | 54 | 53 | 52 | 45 |
чеченцев | 57 | 46 | 43 | 44 | 41 |
украинцев | 33 | 42 | 35 | 41 | 32 |
евреев | 34 | 26 | 24 | 27 | 22 |
Наименьшая социальная дистанция наблюдается в отношении евреев: “вблизи” их готовы видеть 45% россиян — среди членов семьи (13%), среди близких друзей (11%), среди соседей (14%), среди коллег по работе (7%). Среди жителей России их готовы видеть четверть (27%) опрошенных.
Насколько близко вы готовы видеть евреев?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 2 | 6 | 12 | 13 | 13 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 3 | 8 | 10 | 10 | 11 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 8 | 13 | 12 | 13 | 14 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 27 | 32 | 28 | 25 | 27 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 17 | 11 | 12 | 14 | 9 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 17 | 15 | 12 | 13 | 13 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 10 | 7 | 6 | 6 |
В отношении китайцев также наблюдается довольно высокий уровень социальной дистанции. Несмотря на то что жителями России их готовы видеть 21% респондентов, в то же время 23% пускали бы их в Россию только временно, 22% не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть китайцев?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 4 | 5 | 5 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 5 | 6 | 5 | 8 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 5 | 8 | 8 | 9 | 8 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 5 | 4 | 6 | 7 | 7 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 13 | 20 | 19 | 16 | 21 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 30 | 27 | 28 | 30 | 23 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 32 | 27 | 25 | 22 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 9 | 5 | 6 | 5 |
Более половины респондентов хотели бы ограничить нахождение выходцев из Африки в России: четверть (25%) пускали бы их только временно, 27% не пускали бы их в страну. Идентичное наблюдается в отношении таджиков и узбеков.
Насколько близко вы готовы видеть выходцев из Африки (темнокожих)?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 5 | 2 | 4 | 4 | 5 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 15 | 17 | 18 | 17 | 20 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 29 | 27 | 31 | 31 | 25 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 26 | 33 | 30 | 28 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 10 | 5 | 6 | 6 |
Насколько близко вы готовы видеть выходцев из Средней Азии (таджиков, узбеков)?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 3 | 4 | 4 | 6 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 4 | 6 | 6 | 7 | 7 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 18 | 19 | 22 | 18 | 22 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 29 | 30 | 30 | 33 | 25 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 29 | 30 | 29 | 26 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 6 | 4 | 4 | 5 |
Доля тех, кто хотел бы ограничить присутствие украинцев в России, снизилась по сравнению с августом 2020 года с 41% до 32%: 15% (в 2020 — 22%) пускали бы их в Россию только временно, 17% (в 2020 — 19%) не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть украинцев?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 5 | 6 | 11 | 11 | 13 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 4 | 6 | 8 | 7 | 9 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 10 | 8 | 10 | 11 | 10 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 6 | 3 | 5 | 5 | 4 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 31 | 29 | 28 | 23 | 26 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 20 | 20 | 19 | 22 | 15 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 13 | 22 | 16 | 19 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 7 | 4 | 3 | 4 |
По отношению к цыганам наблюдается один из самых высоких уровень социальной дистанцированности. Однако с августа 2020 года уменьшилась доля тех, кто ограничил бы присутствие цыган в России: 14% (в 2020 — 19%) пускали бы их в Россию только временно, 37% (в 2020 — 44%) не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть цыган?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 3 | 5 | 5 | 4 | 6 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 24 | 23 | 29 | 23 | 29 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 19 | 18 | 16 | 19 | 14 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 35 | 43 | 41 | 44 | 37 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 8 | 5 | 5 | 5 |
Отношение к чеченцам остается стабильным: четверть (26%) россиян не пускали бы их в Россию, 15% пускали бы их в Россию только временно.
Насколько близко вы готовы видеть чеченцев?
август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 4 | 5 | 5 | 6 |
Готов(а) видеть их среди соседей | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 |
Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
Готов(а) видеть их среди жителей России | 22 | 31 | 34 | 32 | 31 |
Пускал(а) бы их в Россию только временно | 19 | 19 | 16 | 18 | 15 |
Не пускал(а) бы их в Россию | 38 | 27 | 27 | 26 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 9 | 5 | 5 | 6 |
Произошло незначительное снижение доли тех, кто считает, что правительство России должно ограничивать приток трудовых мигрантов: так считают 68% респондентов.
Как вы думаете, какой политики должно придерживаться правительство России относительно трудовых мигрантов?
июль 2017 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 | |
Ограничивать приток трудовых мигрантов | 58 | 67 | 72 | 73 | 68 |
Способствовать притоку трудовых мигрантов | 6 | 14 | 9 | 11 | 11 |
Мне все равно | 30 | 17 | 15 | 14 | 19 |
Затруднились ответить | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 |
Половина россиян считает, что работа мигрантов полезна для страны и общества. За восемь лет – с июня 2013 по декабрь 2021 – количество респондентов, которые придерживаются этого мнения, выросло с 41% до 50%.
Согласны ли вы с тем, что работа мигрантов полезна для страны и общества?
июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 | |
Определенно да | 5 | 12 | 15 |
Скорее да | 36 | 35 | 35 |
Скорее нет | 35 | 29 | 26 |
Определенно нет | 16 | 17 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 6 | 5 |
По сравнению с августом 2019 года на 6 п.п. снизилась доля респондентов, считающих, что присутствие мигрантов в их городе или регионе чрезмерно.
Согласны ли вы с тем, что присутствие мигрантов в нашем городе/регионе чрезмерно?
июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 | |
Определенно да | 35 | 34 | 29 |
Скорее да | 34 | 29 | 28 |
Скорее нет | 22 | 25 | 27 |
Определенно нет | 4 | 7 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 6 | 7 |
На 5 п.п. уменьшилось число опрошенных, согласных с тем, что их родственники и знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты.
Согласны ли вы с тем, что мои родственники и знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты?
июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 | |
Определенно да | 17 | 27 | 26 |
Скорее да | 40 | 37 | 33 |
Скорее нет | 20 | 19 | 20 |
Определенно нет | 7 | 10 | 12 |
Затрудняюсь ответить | 17 | 8 | 9 |
Практически неизменным остается количество россиян, которые согласны с тем, что большинство мигрантов живет лучше и богаче, чем они и их семья: определенно согласны 19%, скорее согласны 22%.
Согласны ли вы с тем, что большинство мигрантов живет лучше и богаче, чем я и моя семья?
август 2019 | декабрь 2021 | |
Определенно да | 21 | 19 |
Скорее да | 23 | 22 |
Скорее нет | 29 | 29 |
Определенно нет | 12 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 15 |
Комментарий Льва ГУДКОВА
Многолетние исследования ксенофобии, расизма и антисемитизма, проводимые сотрудниками Левада-Центра с 1989 года, свидетельствуют об устойчивости этнонациональных и расовых предрассудков, характерных для большинства российского населения. Высокая тревожность, социальная незащищенность в повседневной жизни, комплексы коллективной неполноценности, ресентимент и опыт привычного насилия со стороны власти «снимается» и находит свое превращенное выражение в негативных проекциях россиян на воображаемых этнических или расовых «других», наделяемых общими, неиндивидуализируемыми свойствами «чужести», «опасности», «враждебности» и иррациональной силы. Стремление защититься от их «влияния» или «экспансии», угрозы для образа жизни россиян, материальных интересов или утраты культуры этнического большинства России в той или иной форме характерны в среднем для 55-65% населения (в моменты кризисов и повышения ксенофобских переживаний), в периоды относительного благополучия, как показывают исследования эти показатели могут снижаться до 40-45%. Но так или иначе латентные, пассивные формы ксенофобии и расизма являются доминирующими реакциями на вероятность появления «других», «чужих» в сферах повседневного жизни россиян (трудовой миграции, усиления горизонтальной мобильности населения, в том числе — и жителей российских регионов).
Используемые в социологических исследованиях средства измерения ксенофобии и расизма обычно строятся на так называемых методах фиксации социальной дистанции между какой-то одной этнонациональной группой и рядом других, образцом которых служит «шкала Богардуса». В том или ином, полном или усеченном виде, эта методика позволяет измерять степень терпимости/нетерпимости по отношению к «чужим» в зависимости от того, насколько «другие» могут затрагивать интересы и социальное пространства данной группы, то есть от того, идет ли речь о допуске в страну, занятии значимых социальных позиций с социальной структуре (в правительства, в системе образования, СМИ, полиции и т.п.), о вероятности соседства, совместной работе или (наибольшая степень сопротивления и агрессии) о браке, родстве с людьми другой расы, этнической принадлежности, веры. Наиболее жесткие барьеры и сопротивление по отношению к «иным», «другим», «чужим» составляют крайние символические позиции: перспектива родства с ними, с одной стороны, и занятие высших позиций в государстве (президента, главы правительства и т.п.). Именно эти узлы социальной системы (базовая структура – семья, с одной стороны, символическая репрезентация коллективной общности, национального целого, с другой) отличаются предельным уровнем традиционалистской защиты.
Следует сразу подчеркнуть: опросы общественного мнения относительно этнонациональных предрассудков и стереотипов восприятия людей другой этнической или расовой принадлежности описывают не реальный опыт индивидуального взаимодействия конкретных людей, респондентов, с «инородцами», а устойчивые коллективные (чаще даже — архетипические) представления о других. Как правило, они представляют собой мифологизированные проекции и компоненты собственной групповой или коллективной идентичности, но только в негативных проекциях на «других». Ксенофобия и расизм тем самым служит поддержанию границ между своими и чужими в условиях, когда основное этническое большинство испытывает дефицит собственных позитивных значений.
Рассматривая динамику массовой ксенофобии в России, можно сделать следующие выводы: ксенофобские настроения, слабо выраженные в момент распада СССР, постепенно нарастали к концу 1990-х годов, пик их приходится на 2013 год. Крымская эйфория заметно снизила их уровень и интенсивность выражения, канализировав латентную враждебность такого рода и концентрируя негативизм на образах «русофобского Запада» и «украинцах», «бандеровцах». Но, начиная с кризиса 2015-206 года, уровень ксенофобии опять начинает подниматься и остается повышенным до 2018 года, по крайней мере, в отношении некоторых представителей этнических или расовых общностей.
В данном пресс-релизе мы приводим усеченные формы методики измерения ксенофобии и ее динамики за последние 10 лет и только по нескольким принципиальным позициям: условно показателям расовой неприязни (китайцы, темнокожие выходцы из Африки), этнической антипатии — приезжим из Средней Азии (таджикам, узбекам), культурно и социально «чужим» (проявляющейся, например, в различных образах деклассированных, асоциальных и криминализованных «цыган»), настороженности и подозрительности в отношении «своих» по государственной принадлежности, но «этнически чужих» (чеченцев, за которыми тянется след восприятия их как антироссийски настроенных горцев, террористов, исламистов, варваров, противников в двух войнах), и, наконец, «украинцев»» и «евреев». Включение «украинцев» в данном случае важно для фиксации параметров наведенной пропагандой искусственной враждебности к Украине после 2014 года (более ранние исследования не отмечали сколько-нибудь значимых негативных установок по отношению к Украине и украинцам). Напротив, «евреи» всегда присутствовали в данных исследованиях, играя роль эталона или меры ксенофобии и средства измерения ее динамики, поскольку антисемитизм – самая старая в России форма генерализованной ксенофобии, ставшая парадигмальной для всех остальных; по ее схеме артикулируются все прочие националистические и конспирологические идеологии).
Основные выводы из настоящего замера:
- Хотя структура ксенофобии и расизма остается неизменной, общая интенсивность негативных установок снижается в последние годы. Особенно заметно это проявляется в отношении «евреев» (рост позитивных установок с 2010 по 2021 год с 22% до 45%; снижение негативизма и разного рода ограничений за тот же период с 34% до 22%), «китайцев» (доля позитивных или нейтральных ответов выросла с 12 до 28%; доля негативных снизилась с 62% до 45%), «чеченцев» (доля показателей терпимых установок выросла с 9 до 22%, негативных снизилась с 57 до 41%).
- Отношение к африканцам сохраняет преимущественно негативный и настороженных тон (увеличение толерантных мнений с 12 дл 22%, негативные остались практически теми же сами – 58-60% на протяжении 2010-2020 гг., в декабре 2021 -51%). То же можно сказать и о цыганах (рост позитивных установок с 7 до 15%; объем негативных колеблется от 54% до 63% в августе 2020 года, затем снижается до 51%).
- Отношение россиян к украинцам отражает ослабление действие антиукраинской пропаганды: доля позитивных установок с 2010 года поднялась до 32-36%, доля негативных осталась примерно на том же уровне – 33% в 2010 году. 32% — в 2021 года (хотя в 2018 и 2020 году отмечались всплески негативизма до 41-42%).
- Наиболее очевидным выражением нерефлексивной антипатии и тревожности является отношение к трудовым мигрантам. Оно носит характер откровенных пожеланий, чтобы начальство ограничило поток мигрантов, ввело различные запретительные барьеры и меры для мигрантов. За последние 5 лет доля считающих, что правительство должно препятствовать потоку мигрантов, выросла с 58 до 68-73%. Это и есть доминанта общественного мнения. Попытка ставить чуть более детализированные вопросы и зафиксировать возможность более рационализированного отношения к приезжим и трудовым мигрантам дает немного: мнения о том, что присутствие мигрантов в том городе, где живут респонденты, «чрезмерно», хотя и снизилось с 2013 года с 69 до 57%, но все равно остается преобладающим. Мнения «работа мигрантов полезна для страны и общества» стали разделять половина опрошенных (рост с 2013 года на 9%, с 41%), но доля несогласных с ними, хотя и снизилась за тот же период с 51 до 45%), все равно остается очень значительной.
Подробнее об исследованиях ксенофобии, расизма и антисемитизма:
Гудков Л., Пипия К. Параметры ксенофобии, расизма и антисемитизма в современной России // Вестник общественного мнения, 2018, №3-4 (127), июль-декабрь с. 33-64
Антисемитизм и ксенофобия в современной России (колл.авт.) // Вестник общественного мнения, 2021, №1-2 (132), январь — июнь с. 175-270
МЕТОДОЛОГИЯ
Опрос Левада-центра проведен 16 — 22 декабря 2021 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1640 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.