Методика измерения индекса потребительских настроений (ИПН)

Индекс потребительских настроений (ИПН) является важным инструментом прогнозирования поведения потребителей. В условиях развития рыночной экономики в России потребители начинают диктовать свои требования. Предпринимателям необходимо знать настроения потребителей, их покупательские намерения для того, чтобы наиболее эффективно строить планы производства, импорта или продаж, для организации маркетинга и рекламы. Прогнозные свойства ИПН проверены практикой многих десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

Индекс потребительских настроений рассчитывается с января 1993 года. За основу построения индекса был взят Index of Consumer Sentiment, который вычисляется Институтом социальных исследований при университете Мичигана с конца 1940-х. В разное время этим проектом занимались Ибрагимова Д.Х., Красильникова М.Д., Николаенко С.А. и др.

Индекс строится на основании ответов респондентов на пять вопросов и позволяет выявить оценки населения относительно динамики их материального состояния, представления об экономической ситуации в стране в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе, а также потребительской активности.

По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов, к получившейся цифре прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИПН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов. Таким образом, ИПН может меняться в интервале от 0 до 200, причем значения индекса ниже 100 означают преобладание негативных оценок в обществе, а значения выше 100 — преобладание позитивных оценок.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИПН

(1) КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?

1.  скорее, улучшилось 

2.  осталось без изменения

3.  скорее, ухудшилось

(2) КАК, ПО-ВАШЕМУ, ИЗМЕНИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В БЛИЖАЙШИЙ ГОД?

1. скорее, улучшится

2. останется без изменения

3. скорее, ухудшится

(3) ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ В СТРАНЕ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЮЩИЕ 12 МЕСЯЦЕВ БУДУТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ХОРОШИМ ВРЕМЕНЕМ ИЛИ ПЛОХИМ?

1. хорошим 

2. хорошим, но не во всем

3. не хорошим, но и не плохим

4. плохим, но не во всем 

5. плохим

(4) А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О СЛЕДУЮЩИХ ПЯТИ ГОДАХ, ТО ОНИ БУДУТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ХОРОШИМ ИЛИ ПЛОХИМ ВРЕМЕНЕМ?

1.  хорошим

2. не хорошим, но и не плохим  

3. плохим

(5) ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КРУПНЫХ ПОКУПКАХ ДЛЯ ДОМА (ТАКИХ, КАК МЕБЕЛЬ, ХОЛОДИЛЬНИК, БЫТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА, ТЕЛЕВИЗОР), ТО КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ТАКИЕ ПОКУПКИ?

1.  хорошее 

2. не хорошее, но и не плохое

3. плохое

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):

Также следите за нашими новостями в Telegram