Пресс-выпуски

Как россияне приспосабливаются

Опрос был проведен 3-19 октября 2011 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1520 человек в возрасте 18 лет и старше в  130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

К КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВЫ МОГЛИ БЫ ОТНЕСТИ СЕБЯ СКОРЕЕ  ВСЕГО?

 

2001

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты

 

22

 

19

 

15

 

18

 

15

 

12

 

14

 

10

 

13

 

8

 

7

На  продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения    

 

 

44

 

 

42

 

 

45

 

 

41

 

 

37

 

 

35

 

 

33

 

 

28

 

 

29

 

 

28

 

 

31

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой

 

 

27

 

 

32

 

 

31

 

 

31

 

 

37

 

 

40

 

 

37

 

 

45

 

 

47

 

 

47

 

 

46

Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно  дорогие вещи

 

 

 

7

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

13

 

 

 

15

 

 

 

17

 

 

 

12

 

 

 

16

 

 

 

16

Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки — квартиру, дачу и многое другое 

 

 

<1

 

 

<1

 

 

1

 

 

<1

 

 

1

 

 

<1

 

 

1

 

 

<1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

              

            Чаще всего сообщали, что денег не хватает даже на продукты питания опрошенные неквалифицированные рабочие (24%) и в целом женщины (10%), россияне старше 55 лет (10%), с образованием ниже среднего (16%), жители сельских поселений (13%) и с самыми низкими душевыми доходами — менее 5 тысяч рублей на одного члена семьи в месяц (23%).

            Больше других денег на продукты уже хватает, но покупка одежды вызывает затруднения у пенсионеров (49%), безработных (39%), служащих (35%) и в целом у женщин (35%), россиян старше 55 лет (43%), с образованием ниже среднего (42%), проживающие в сельских поселениях (41%) и низкими душевыми доходами  (44%).

            Скорее всего денег хватает только на продукты и одежду квалифицированным рабочим (59%), пенсионерам (57%), учащимся (56%) и в целом мужчинам (52%), россиянам моложе 25 лет (54%) , со средним образованием (52%), жителям провинциальных городов с населением более 500 тысяч жителей (55%), Москвы и Петербурга (54%) и с относительно высокими душевыми доходами – более 14 тысяч рублей (53%).

            Могут без труда приобретать вещи длительного пользования. чаще всего руководители и управленцы (48%), специалисты (39%) и в целом мужчины (18%), россияне в возрасте 45 лет (23%), с высшим образованием  (36%), жители Москвы и Петербурга (36%) и с высокими душевыми доходами (37%).

            Малое количество опрошенных россиян могущих позволить дорогие покупки не позволяют проанализировать их социально-демографический состав.

 

ЛЮДИ ПО-РАЗНОМУ УСТРАИВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЬ, В РАЗНОЙ МЕРЕ ПРИСПАСАБЛИВАЮТСЯ К УСЛОВИЯМ. КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ТОЧНЕЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НЫНЕШНЕЙ ЖИЗНИ?

 

2001

2003

2005

2007

2009

2010

2011

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни

 

7

 

8

 

8

 

12

 

8

 

11

 

12

Я живу, как и раньше, — для меня в последние годы ничего особенного не изменилось

 

16

 

20

 

   22

 

24

 

26

 

25

 

26

Мне приходится «вертеться», хвататься  за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь

 

 

26

 

 

29

 

 

  33

 

 

28

 

 

30

 

 

31

 

 

26

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться  от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом

 

30

 

26

 

21

 

19

 

24

 

21

 

25

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни

 

15

 

  12

 

 10

 

10

 

9

 

8

 

8

Затруднились ответить

6

    5

6

7

3

4

3

          

             Как видно из приведенных данных, в настоящее время уровень адаптации россиян к новым условиям жизни практически  восстановился до докризисного уровня 2007 года.    

                Чаще всего сообщали, что им удалось использовать новые возможности, мужчины(15%), россияне моложе 25 лет (22%), с высшим образованием (21%), жители городов с населением менее 100 тысяч человек (15%) и с высокими душевыми доходами — более 14 тысяч рублей на одного члена семьи в месяц (21%).

            Больше других живу, как и раньше, женщины (29%), россияне старше 55 лет (34%), с образованием ниже среднего (30%), проживающие в городах с население менее 100 тысяч жителей  (29%) и средними душевыми доходами (5-14 тысяч рублей).

            Скорее всего приходится «вертеться» мужчинам (31%), россиянам в возрасте 40-55 лет (36%) и 25-40 лет (35%), с высшим образованием (34%), жителям провинциальных городов с населением более 500 тысяч жителей (30%), Москвы и Петербурга (28%) и с относительно высокими душевыми доходами (34%).

            Свыклись с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, чаще всего женщины (28%), россияне старше 55 лет (34%), с образованием ниже среднего (32%), жители провинциальных городов с населением 100-500 и более 500 тысяч человек (по 28%) и с низким уровнем душевых доходов (менее 5 тысяч рублей).

            Никак не могут приспособиться к нынешней жизни больше других россияне старше 55 лет (14%), с образованием ниже среднего (15%), жители сельских поселений (13%) и с низким уровнем доходов (12%).

            

     Олег Савельев, Левада-Центр

 

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):