Пресс-выпуски

ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ РОССИЯН: 2000 — 2002

А.А. Голов

ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ РОССИЯН: 2000 — 2002 

Наша жизнь неуклонно меняется, и это особенно заметно на больших отрезках времени: год, два, три… Третий год подряд ВЦИОМ предлагает россиянам оценить происшедшие за год изменения в материальных условиях жизни, в плане здоровья и безопасности людей, в информационных каналах общества, в собственных настроениях и ощущениях. Последний опрос этой серии проведен 20-24 декабря 2002 года, опрошены 1600 человек от 18 лет и старше.

Материальные условия жизни: “Видит око, да зуб неймет”. Все три года положение дел с выбором продуктов, одежды, обуви, других товаров повседневного спроса для абсолютного большинства россиян меняется к лучшему. Выбор продуктов улучшился за 2000-й год для 51% россиян, за 2001-й для 61%, за 2002-й – для 70%. Выбор промтоваров за эти же годы улучшился, соответственно, на 44, 57 и 65%. Как видно, рынок материальных благ в России расширяется неуклонно и, похоже, близок к насыщению. Если в 2000-м году его улучшение отмечали чаще горожане, чем жители села, то 2002-м их оценки уже сравнялись.

 

Хуже положение с рынком рабочей силы, возможностью хорошо зарабатывать. Изменения к лучшему здесь также нарастают, но изменения к худшему по-прежнему отмечаются в полтора раза чаще изменений к лучшему. 2000-й год: 18% отметили изменения к лучшем, 25% — к худшему; 2001-й: 21-32%; 2002-й: 26-36%.

В некоторых социальных группах, возможность хорошо зарабатывать увеличивается, преобладают изменения к лучшему. Это лица с высоким потребительским и/или социальным статусом, жители больших городов, молодежь. Примечательная особенность 2002-го года – рост возможности хорошо зарабатывать для лиц с высшим образованием. Из их числа, увеличение такой возможности за этот год отметили 34%, снижение – 30%. Соответствующие цифры за 2000-й год: 17-27, за 2001-й: 16-26. Вероятно, в 2002-м году впервые за последние годы спрос на высококвалифицированную рабочую силу в масштабах страны превысил ее предложение.

Самое удручающее положение – со справедливостью в распределении материальных благ. Изменения к худшему, т.е. рост несправедливости отмечаются в пять- десять раз чаще изменений к лучшему, случаев проявления справедливости. 2000-й год: 40-5%, 2001-й: 51-5, 2002-й: 48-7. Рост несправедливости в распределении материальных благ признается из года в год во всех социальных группах, включая самых материально обеспеченных россиян, кого, вроде бы, это должно мало затрагивать лично.

Здоровье и безопасность: рубим сук, на котором сидим. Максимум изменений к худшему за последние годы – в деятельности государства по охране здоровья и безопасности россиян. В работе больниц и поликлиник, милиции и других правоохранительных органов, в состоянии окружающей среды и личной безопасности граждан – во всех этих сферах изменения к худшему из года в год отмечаются в три-пять-десять раз чаще изменений к лучшему. Отчасти обнадеживает то обстоятельство, что работу здраво- и правоохранительных органов в прошлом, 2002-м году россияне оценивают хотя и плохо, но не хуже, чем оценивали в 2001-м. В работе больниц, поликлиник намечается даже слабая тенденция к улучшению: 2000-й год: изменения к худшему – 45%, к лучшему – 8%; 2001-й: 52-11%; 2002-й: 50-12. Проблематично пока улучшение в работе милиции и других правоохранительных органов. 2000-й год: 30-11%, 2001-й: 40-9, 2002-й: 41-10.

Не обнадеживают оценки личной безопасности граждан. 2000-й год: 41-5, 2001-й: 55-4, 2002-й: 57-8. Минимальный оптимизм вызывает здесь только последняя цифра: в 2001-м году изменения к лучшему в плане личной безопасности отметили только 4% россиян, а в 2001-м – уже 8%. Возможно, прирост позитивных оценок за 2002-й год — это эффект операции по освобождению заложников в театральном центре в Москве. Тогда это ненадолго.

Но хуже всего обстоят дела, пожалуй, даже не с личной безопасностью граждан, а с состоянием окружающей среды. 2000-й: 52-5, 2001-й: 56-8, 2002-й: 60-7. Здесь -предельный и неуклонно нарастающий негатив без каких бы то ни было признаков если не улучшения, то хотя бы стабилизации ситуации.

Социальная коммуникация: сказать легко – трудно быть услышанным. Средства массовой информации, каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации между различными социальными слоями и группами – все это так или иначе связывает общество в единой целое.

Деятельность печати, радио, телевидения в последние годы все лучше отвечает массовым вкусам и запросам. Изменения к лучшему в 2000-м году отметили здесь 24% россиян, к худшему – 16%; в 2001-м: 27-21%,; в 2002-м: 36-24%. В различных социально-демографических группах позитивные оценки происходящих в сфере СМИ изменений также, чаще всего, преобладают над негативными. У россиян старше 50-ти лет те и другие примерно выравниваются, а у лиц, относящих себя по социальному статусу к “низшему слою”, преобладают в последние два года негативные оценки (2000-й: 15-13, 2001-й: 15-27, 2002-й: 23-29). Возрастная динамика позитивных оценок за последние три года показывает, что деятельность СМИ все больше и успешнее ориентируется на молодежь.

Мнения россиян о том, повысилась или понизилась у них возможность свободно высказывать свое мнение, в 2000-м году разделились: 19% сочли, что она повысилась, 17% — что она понизилась. В последующие два года все больше начинает преобладать оптимистическая точка зрения. 2001-й: 26-19%, 2002-й: 31-20. Данные за последний, 2002-й год показывают, что возможность свободно высказывать свое мнение начинает зависеть от потребительского статуса: чем он выше, тем такая возможность больше.

Возможность свободно высказывать свое мнение как будто растет, а влияние простых людей на государственные дела из года в год снижается. В 2000-м году только 5% отметили, что в этой области положение изменилось к лучшему, а 27% — что к худшему. 2001-й: 4-37%, 2002-й: 7-36. Та же негативная тенденция подтверждается и во всех социально-демографических группах.

Параллельно снижению влияния простых людей на государственные дела наблюдается ухудшение отношений между людьми разных национальностей. Здесь в 2000-м году изменения к лучшему отметили 7%, а к худшему – 37%. В 2001-м: 7-44%, в 2002-м: 9-52. Во всех социально-демографических группах – сходная картина.

Внутреннее самочувствие россиян. Такие “базисные” параметры внутреннего состояния человека, как вера в себя, в людей, в будущее, мало подвержены изменениям. За 2000-й год вера в себя изменилась только у одного из пяти россиян: повысилась – 11%, понизилась – 9%. За 2001-й год она изменилась уже у одного из трех: повысилась – 17%, понизилась – 16%. А за 2002-й – почти у каждого второго: повысилась – 23%, понизилась – 16%. Очевидно, вера в себя у  россиян подвергалась за период с 2000-го по 2002-й годы все большим испытаниям. И число тех, кто эти испытания выдерживал, росло. Но число тех, кто их не выдерживал, к сожалению, не снижалось.

Возрастная динамика изменений веры в себя за эти годы показывает, что у молодежи вера в себя, по преимуществу, росла, а у пожилых людей – снижалась. Возраст, в котором чаще всего рост веры в себя сменялся ее снижением, составлял в 2000-м году около 33  лет, в 2001-м – около 40 лет, в 2002-м – около 50-ти. Повышение этого “критического” возраста – безусловно хорошая тенденция. Но одновременно усиливалась и общая зависимость веры в себя от возраста. Быть совсем молодым стало еще лучше, чем было прежде, а совсем пожилым – еще хуже. Преобладание позитивных изменений веры в себя над негативными у молодежи 18-23 года в 2000-м году составило 20%, в 2001-м – 28%, в 2002-м – 30%. Преобладание негативных изменений веры в себя над позитивными у пожилых людей 70 лет и старше в 2000-м году составляло 4%, в 2001-м – 12%, в 2002-м – 19%

.

В отличие от веры в себя, вера в людей в последние годы чаще снижалась, чем росла. 2000-й год: повысилась – 7%, понизилась – 20%; 2001-й: 6-28%; 2002-й: 8-25. Усиливалась разобщенность между людьми. И происходило это повсеместно, во всех социально-демографических группах.

Стоит отметить, что вера в себя росла, как правило, не за счет веры в людей. Напротив, если повышалась вера в себя, то вера в людей в 23% случаев также повышалась, и только в 15% случаев – понижалась. Если же вера в себя понижалась, то вера в людей понижалась в 60% случаев (!), а повышалась – всего лишь в 3% случаев.

Еще более выразительна обратная связь. Если повышалась вера в людей, то в двух случаях из трех (66%) повышалась и вера в себя, а понижалась – в десять раз реже (6%). Если же вера в людей понижалась, то вера в себя понижалась в 38% случаев, а повышалась – втрое реже (13%). Так что, чем больше вера в людей, тем больше, как правило, и вера в себя.

Примерно о том же говорит и зависимость веры в себя от числа людей, вместе с которыми человек проживает, от размера семьи. Если человек живет один или вдвоем, то его вера в себя скорее снижается, чем растет. Но чем больше круг близких людей, тем лучше для веры в себя. Если в семье больше 4-х человек, то вера в себя повышается, как правило, в три-четыре раза чаще, чем снижается (32%-9%).

Уверенность в будущем в последние годы по преимуществу снижалась, а не росла. 2000-й год: повысилась – 24%, понизилась – 14%; 2001-й: 29-11%, 2002-й: 28-16%. Но это относится не ко всем. Молодежь и зажиточные россияне отмечали повышение своей уверенности в будущем в полтора-два раза чаще ее снижения.

Молодость и богатство поддерживают уверенность в будущем, но явно ее не гарантируют. Вера в себя и вера в людей также ее не гарантируют. Но повышение веры в людей в большинстве случаев (61%) придает уверенность в будущем. А снижение веры в себя в большинстве случаев (62%) отнимает уверенность в будущем. Реже, хотя и ненамного, уверенность в будущем повышается вслед за верой в себя (40%), и снижается вместе с верой в людей (49%). Таковы полученные данные.

Во имя нашего общего будущего, нужно, прежде всего, активно укреплять веру в людей, преодолевать нашу разобщенность. А веру в себя – просто не терять. Таков вывод.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):