Пресс-выпуски

Социально-политическая ситуация в России (декабрь 2004)

Основные темы:

  • Общие оценки положения в стране
  • К итогам 2004 года
  • Отношения к лидерам и институтам власти
  • Образ президента в 2003 и 2004 гг.
  • Электоральный потенциал партий
  • Проблемы и тревоги
  • Приоритеты страны и человека
  • Накануне замены льгот
  • Чечня
  • Вокруг политического кризиса в Украине
  • Россия и СНГ
  • О русском национализме
  • Россия и мир
  • «Перестройка». Горбачев. Ельцин

В декабре 2004 г. Левада-центр провел два общероссийских исследования типа «Курьер» (N=1600).

В конце декабря Центром выпущен очередной ежегодник «Общественное мнение – 2004», содержащий основные данные исследований за год и краткие комментарии к полученным результатам. С материалами ежегодника можно познакомиться на сайте.

Общие оценки положения в стране

Как отмечалось в предыдущем отчете, в последние месяцы 2004 г. наблюдалось определенное нарастание тревожных оценок ситуации в общественном мнении. 35% опрошенных считали, что «дела в стране идут в правильном направлении», 52% — что «страна движется по неверному пути». Годом ранее, в декабре 2003 г. соотношение мнений было прямо противоположным: 51% выражали уверенность в «правильном направлении», 35% — тревожились относительно «неверного пути».
В декабре 2004 г. 49% респондентов ответили, что «уже приспособились» к переменам последнего 10-летия, 21% — что приспособятся к ним «в ближайшем будущем», 26% — что «никогда не смогут» приспособиться. В конце 2003 г. соотношение таких суждений выглядело более оптимистичным: 59% «уже приспособились», 17% «никогда не смогут», в ближайшем будущем надеялись приспособиться те же 22%.
В декабре 2004 38% опрошенных отметили, что в их городе районе положение с выплатами зарплаты и пенсий становится лучше (в декабре 2003 г. так считали 54%), 16% (в декабре 2003 – 12%)- что положение становится хуже, 42% (30%) не видели перемен.
По всей видимости, отмеченное изменение акцентов общественного мнения за год обусловлено сравнительно высокой инфляцией на потребительском рынке, а также беспокойством относительно негативных последствий предстоящей монетизации льгот. Следует учесть также, что опросы конца 2003 г. проходили в обстановке «электорального» подъема общественных ожиданий.

К итогам 2004 года

Оценивая собственную покупательную способность, 18% опрошенных отметили, что за год она увеличилась, 41% — что она сохранилась примерно на том же уровне, 39% — что она снизилась. Только 14% надеются, что через год они смогут покупать больше, 37% — что примерно столько же, 30% ожидают снижения покупательской способности.
Только 8% опрошенных смогли ответить в декабре 2004 г., что определенно чувствуют уверенность в завтрашнем дне, еще 23% ответили, что «скорее чувствуют» такую уверенность, 67% — что такой уверенности у них нет.

Как изменились за прошедший год…

  

  

К лучшему

К худшему

Не

изменилось

Выбор продуктов

2003

60

9

30

2004

55

7

37

Выбор товаров повседневного спроса

2003

59

9

29

2004

55

8

36

Работа больниц, поликлиник

2003

12

45

37

2004

13

39

39

Работа милиции и других

правоохранительных органов

2003

9

36

40

2004

10

29

36

Деятельность печати,

радио и телевидения

2003

36

15

39

2004

25

19

50

Отношения между людьми

разных национальностей

2003

11

41

48

2004

9

41

43

Возможность хорошо зарабатывать

2003

22

35

35

2004

19

37

37

Влияние простых людей

на государственные дела

2003

11

25

54

2004

4

33

55

Личная безопасность граждан

2003

10

47

37

2004

7

50

37

Возможность свободно

высказывать свое мнение

2003

29

15

48

2004

16

18

58

Справедливость в распределении

Материальных благ

2003

6

42

43

2004

5

43

43

Состояние окружающей среды

2003

6

61

28

2004

6

54

35

За 2004 г. уверенность в будущем укрепилась у 13% опрошенных (в 2003 г. у 20%), ослабла у 26% (21%), не изменилась у 44% (44%). Вера в людей укрепилась у 8% (в 2003 г. у 10%), ослабла у 25% (22%), не изменилась у 58% (60%); 6% (6%) отметили, что у них ее не было и нет. Вера в себя укрепилась у 21% (в 2003 г. у 26%), ослабла у 14% (11%), не изменилась у 60% (57%); 2% отметили, что у них ее не было и нет (в 2003 г. таких было 3%).
Отвечая на вопрос, какой из последних десяти лет был самым трудным, 12% указали кризисный 1998 г., а 18% — 2004 г. (понятно, что сказывается память непосредственных переживаний года). В то же время 19% назвали ушедший год самым удачным для себя.

Отношения к лидерам и институтам власти

   

Декабрь 2003

Декабрь 2004

Одобряют

Не одобряют

Одобряют

Не одобряют

Президент В.Путин

84

14

69

28

Премьер-министр

45*

44*

35**

51**

Правительство в целом

46

46

33

62

*)М.Касьянов, **)М.Фрадков

В декабре 2003 г. 34% (против 28%) надеялись, что правительство сможет в ближайшее время добиться улучшения положения в стране. В декабре 2004 г. такую надежду выражали 25% (против 40%). Только 18% полагали, что у правительства имеется «продуманная экономическая программа», по мнению 34% у него есть «лишь самые общие представления о том, что нужно делать», но еще чаще (38%) считают, что никакой программы нет, решения принимаются «под влиянием обстоятельств».
В декабре 2004 г. деятельность представителей президента в федеральных округах одобряли 28%, не одобряли 52%, губернаторов – 41%:54%, региональных законодательных собраний – 29%:60%, городских или районных органов власти – 30%:66%.
Налицо, таким образом, заметное снижение или кризис доверия практически ко всем властным инстанциям в стране.
В список политиков, вызывающих «наибольшее доверие» опрошенных в декабре вошли В.Путин (39%, в конце 2003 г. – 58%), С.Шойгу (10%, 19%), В.Жириновский (8%, 19%), Ю.Лужков, Г.Зюганов и Д.Рогозин (по 5%), А.Тулеев (4%), В.Матвиенко, С.Глазьев, А.Лукашенко, Е.Примаков, И.Хакамада, Н.Харитонов (по 3%), С.Иванов, Б.Немцов, Л.Слиска, С.Степашин, М.Фрадков, Г.Явлинский (по 2%). Наибольшее внимание привлекли выступления В.Путина (33%) и В.Жириновского (19%).
Государственную думу, избранную в декабре 2003 г., 26% опрошенных оценили как работоспособную, 63% — как мало работоспособную или вовсе неработоспособную.

Образ президента в 2003 и 2004 гг.

Что Вас привлекает в В.Путине?

  

2003 декабрь

2004 декабрь

Это опытный политик

18

16

Это энергичный, решительный, волевой человек

40

31

Это дальновидный политик

11

9

Это настоящий лидер, способный повести за собой людей

17

14

Это человек, который обеспечивает стабильность в стране

18

13

Это человек, который может навести порядок в стране

20

15

Он пользуется уважением среди окружающих меня людей

16

12

Он способен к компромиссам, к объединению различных политических сил

9

10

Он ведет политику, не зависимую от окружения Б.Ельцина

5

7

Поддерживаю его политику в отношении Чечни

3

6

Это честный, порядочный, бескорыстный человек

13

12

Это принципиальный человек

9

11

Он знает жизнь, понимает нужды простых людей

9

9

Это внешне симпатичный человек

14

17

Другое

2

4

Затрудняюсь ответить

13

15

А чем Вам не нравится В.Путин?

  

2003 декабрь

2004 декабрь

У него нет ярких политических качеств

3

6

Это слабый, нерешительный человек

3

6

Это слишком жесткий политик

2

2

Это недальновидный политик

1

5

Он неспособен вести за собой людей

2

4

Он не справляется с руководством страной

4

8

Он не пользуется уважением среди окружающих меня людей

1

3

У него нет четкой политической линии

7

11

Он не способен к компромиссам

3

2

Он связан с Б.Ельциным и его окружением

19

20

Он опирается только на генералов и спецслужбы

8

10

Его действия в Чечне были рассчитаны лишь на повышение собственной популярности

6

7

Он связан с коррумпированными политиками

4

6

Это беспринципный человек

1

2

Ему чужды интересы народа

3

7

Это внешне несимпатичный человек

2

2

Другое

5

4

Затрудняюсь ответить

52

35

Сопоставление приведенных таблиц показывает, что за год произошло определенное снижение уровня позитивного образа президента в общественном мнении. Практически все положительные черты стали упоминаться несколько реже, а отрицательные – чаще. Если год назад более половины (52%) затруднялись указать, чем им не нравится В.Путин, то сейчас это отмечают около трети (35%).

Интересы каких слоев населения выражает, на Ваш взгляд, В.Путин?

  

2003 декабрь

2004 декабрь

Бывшего окружения Б.Ельцина, «семьи»

13

18

«Олигархов», банкиров, крупных предпринимателей

14

24

Директорского корпуса

10

14

Государственных чиновников, бюрократии

15

22

«Силовиков»: спецслужб, армии, МВД

33

32

Культурной и научной элиты

9

6

«Среднего класса»

24

16

Интеллигенции

11

6

«Простых людей»

23

15

Люмпенов, нищих, опустившихся

1

1

Всех без исключения

15

8

Затруднились ответить

13

13

Как видим, за год заметно более распространенными стали представления о том, что президент выражает интересы бывшего окружения Б.Ельцина, «олигархов», директоров, бюрократии. В то же время значительно реже высказываются мнения, что он выражает интересы простых людей, интеллигенции, среднего класса, «всех без исключения». Неизменной остается лишь одна позиция: чаще всего (треть опрошенных) связывают В.Путина с интересами «силовых» ведомств. Примечательно, что на эту связь больше всего (36%) обращают внимание считающие, что страна движется по «правильному пути», несогласные с этим отмечают роль «силовых» интересов несколько реже (29%). Между тем интересы «семьи», олигархов, директоров и бюрократии чаще упоминаются теми, кто оценивает путь страны как «ошибочный». Многие, видимо, усматривают некий положительный момент в том, что президент преимущественно выражает интересы «силовиков».

Электоральный потенциал партий

За какую из партий Вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?

  

От всех

опрошенных.

От

Голосующих

«Единая Россия»

24

37

КПРФ

10

16

ЛДПР

7

12

«Родина» (Д.Рогозин)

4

6

«Родина» (С.Глазьев)

3

5

Партия пенсионеров/ Партия соц. справедливости

3

5

Союз правых сил

2

3

Комитет солдатских матерей

2

3

«Яблоко»

1

2

«Наш выбор» (И.Хакамада)

1

2

Против всех

7

5

Не намерен участвовать

22

Затруднились ответить

11

Таким образом, если принять во внимание изменения в избирательном законодательстве (7%-й барьер, запрещение блоков и др.) наиболее вероятной перспективой следующих выборов является укрепление фактической монополии «Единой России» в Госдуме.
Демократические партии явно не смогли за год оправиться от поражения на выборах в декабре 2003 г. О состоявшемся в декабре 2004 г. Всероссийском конгрессе «Россия за демократию, против диктатуры» ничего не слышали 75% опрошенных, и только 6% полагают, что этот конгресс будет иметь значительные последствия для политической жизни в стране.
Напрашиваются сравнения нынешней (и возможной) роли «Единой России» с ролью КПСС в советские времена. Декабрьский опрос выявил следующие данные

Как Вы оцениваете роль…

  

КПСС

Единой России

Очень положительно

24

8

Скорее положительно

39

35

Скорее отрицательно

19

24

Резко отрицательно

7

9

Затруднились ответить

12

23

По общему соотношению массовых оценок сегодняшняя «Единая Россия» (43:33) далеко отстает от КПСС времен своего господства (63:26). Лучше всего оценивают былую роль партии в старших возрастах (77:18), но и среди самых молодых преобладают позитивные оценки (39:29), — что, естественно, относится не к воспоминаниям, а к воображению. Кстати, такое соотношение оценок характерно не только для электоратов КПРФ, «ЕР», «Родины», но и для избирателей ЛДПР и даже СПС и «Яблока» (данные о двух последних не вполне надежны из-за малой представленности в изучаемой выборке). А роль «Единой России» кажется наиболее полезной самым молодым (47:20), наиболее негативной – самым пожилым (33:44).
В принципе, фактор ностальгии – в воспоминаниях или в воображении – относительно роли той или иной партии не способен определять ее судьбу. Аналогии в монопольном положении КПСС и «ЕР» вынуждают вспомнить, что не конкуренция, а именно универсальная монополия обусловила в свое время внутреннее разложение и крах всемогущей советской партии.

Проблемы и тревоги

Вот как определили респонденты наиболее важные направления работы правительства в конце 2003 г. и в конце 2004 г.

   

2003 декабрь

2004 декабрь

Обеспечение социальной защиты населения при проведении экономических реформ

35

61

Рост промышленного производства

49

42

Возвращение к государственному регулированию экономики

24

28

Пересмотр результатов приватизации крупных государственных объектов

24

24

Ликвидация задолженности по зарплате и пенсиям

30

25

Государственная поддержка базовых отраслей экономики

23

21

Снижение налогового бремени

29

20

Стимулирование частного предпринимательства

16

12

Укрепление позиций частного капитала

11

11

Сокращение влияния естественных монополий

13

10

Закрытие нерентабельных предприятий

9

6

Улучшение сбора налогов

13

10

Продолжение курса приватизации

7

6

Две позиции заслуживают особого внимания в приведенной выше таблице. На первом месте оказалась социальная защита населения – очевидное отражение тревог накануне замены льгот. После полутора лет интенсивной кампании вокруг «дела ЮКОСа» общественное внимание к пересмотру результатов приватизации не изменилось.
Сопоставим суждения относительно событий, угрожающих России, по данным опросов конца 2003 г и конца 2004 г.

Что сейчас более всего угрожает России?

  

2003 октябрь

2004 декабрь

Безвластие, анархия,некомпетентное руководство

11

15

Распад экономики

29

31

Расхищение национальных богатств иностранными государствами и фирмами

27

22

Нарастание зависимости от Запада

14

14

Распад России как единого государства

10

16

Рост цен, обнищание населения

37

42

Рост безработицы

28

25

Дальнейший рост преступности

30

27

Распространение войны в Чечне на другие республики Кавказа

12

10

Сохранение у власти нынешнего руководства

3

4

Введение диктатуры

1

2

Гражданская война

5

5

Передел собственности

5

4

Ограничение свобод

3

2

Сворачивание реформ, введение командной экономики

1

2

Отсутствие уверенности в завтрашнем дне

17

19

По сути дела, здесь наличествуют те же опасения в отношении экономического кризиса, роста цен, безработицы и пр., которые в ином плане упоминались в приведенных ранее показателях. Примечателен рост внимания к проблеме «некомпетентного руководства», а также к возможности распада страны (известная тема «постбесланских» деклараций).
Но при определении «наиболее серьезной проблемы для России» на первый план выходит коррупция в органах государственной власти (64%). Значительно реже упоминаются произвол, насилие правоохранительных органов (13%), нарушение крупным бизнесом налогового законодательства (7%), нарушение прав человека федеральными силами в Чечне (4%), преследование властью частного бизнеса (2%).
51% опрошенных считает, что за последние пять лет воровства и коррупции среди госчиновников стало больше, только 7% — что этих явлений стало меньше, 34% не видит изменений. По мнению 39% за эти пять лет коррупции и злоупотреблений своим положением в силовых структурах стало больше, 5% полагают, что меньше, 35% — что изменений не произошло.

Приоритеты страны и человека

По мнению 31%, благополучие страны скорее может обеспечить укрепление «вертикали власти», по мнению 42% — укрепление гражданских свобод.
(Остальные отвечают «ни то, ни другое» или затрудняются с ответом). Преобладание мнений в пользу гражданских свобод складывается за счет молодежи и средних возрастов (18-24 г. — 23:51, 40-54 г. — 29:46)), только в группе 55 лет и старше чаще (37%:29%) высказываются в пользу «вертикали». Примечательно, что «вертикаль власти» чаще предпочитают в электоратах КПРФ (39:32) и «Родины» (45:35), но не среди избирателей «Единой России» (34:46), не говоря уже о сторонниках демократических партий.
Как и в предыдущие годы, значительное большинство (75%) населения полагает, что для страны сейчас важнее «порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод», лишь 13% на первое место ставит демократию. Такое распределение мнений, характерное, в общем, для всех общественных групп, отражает прежде всего опасения хаоса и безвластия.
Однако при более конкретной постановке вопроса, например, о правах человека, можно встретить и гораздо более свободные суждения.

Какой из следующих подходов к проблеме прав человека Вам кажется наиболее правильным?

I

Интересы государства должны ставиться

выше, чем права отдельного человека

12

II

Ради интересов государства в отдельных

случаях можно согласиться с ущемлением

прав отдельных граждан

15

III

Люди имеют право бороться за свои

права, даже если это идет вразрез с 

интересами государства

44

IV

Права отдельного человека должны

ставиться выше, чем интересы государства

21

Затруднились ответить

8

Третья из указанных позиций («бороться за свои права…») оказывается преобладающей во всех без исключения возрастных группах (в самой младшей соотношение сторонников вариантов III и I – 50:10, в самой старшей – 38:16) и во всех электоратах (КПРФ – 33:22, «Единая Россия» – 45:11).
Разумеется, в настоящее время столь явное предпочтение гражданским правам остается преимущественно декларативным. И даже более того: в таких актуальных проблемах как, например, цензура СМИ, общественное мнение выражает готовность принять ограничения, о которых официальные инстанции пока не решаются заявлять прямо. 59% опрошенных замечают сейчас существование политической цензуры на телевидении, лишь 30% этого не видят. Но при этом 60% (против 31%) утверждают, что такая цензура нужна! И убеждено в этом большинство во всех возрастных группах и во всех партийных электоратах (кроме «Яблока»). Что же касается цензуры нравственной (ограничения показа насилия, секса и т.п.), то в ее необходимости убеждены почти все (89% против 7%).
При оценках роли государства в обществе, типа государства, характера отношений между государством и человеком и т.д. общественное мнение в большинстве случаев разделяет официально выраженные позиции.
Более половины опрошенных (54%) готово поддержать традиционно-«советское» определение социальной роли государства: «обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам». Заметно реже высказываются мнения о том, что государство должно помогать только гражданам в трудном положении (например, безработным) – 23%, пенсионерам, инвалидам — 17%. И крайне редкими остаются суждения о том, что «люди должны сами заботиться о себе» (4%). Отсюда следует и распределение предпочтений в отношении экономической системы: 35% высказываются за «рыночные отношения под общим контролем государства», 23% — за наличие рыночных элементов в государственной плановой экономике, 26% за полностью государственную экономику, только 8% за полностью рыночную.
Вполне соответствуют такому распределению мнений и суждения о курсе страны. 24% высказываются в пользу возвращения к советской системе, 47% — в пользу продолжения реформ при укреплении роли государства и социальной защите населения, 8% — за продолжение реформ при сокращении роли государства в экономике, а еще 13% за быстрое доведение до конца начатых реформ. Преобладает не слишком определенный, хотя практически официальный, «государственно-реформистский» выбор.
В перечне перспективных задач страны общественное мнение явно выделяет две позиции: повышение уровня благосостояния до среднеевропейского (37%) и «возвращение России статуса могучей мировой державы» (31%). Прочие позиции значительно менее популярны – удвоение ВВП (8%), борьба с терроризмом (7%), армейская реформа и укрепление ВС (5%), борьба с наркоманией и алкоголизмом (4%), с преступностью (3%), сохранение среды (3%), борьба с опасными болезнями (2%).
При более жесткой (дихотомической) постановке вопроса, какой бы опрошенные хотели видеть Россию в первую очередь, ответы делятся на две группы: «страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира» предпочли бы видеть страну 62%, «великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны», — 34%. (Заметим, что годом ранее соотношение ответов на аналогичные вопросы было несколько иным: 54% высказывались за высокий уровень жизни, а 43% за великую державу). Среди самых молодых доли предпочитающих великую державу и высокий уровень жизни соотносятся как 33:63, у 40-54-летних – как 31:65, у более пожилых как 43:53. Только среди избирателей КПРФ сторонников первой позиции чуть больше (48:47), в электорате ЛДПР соотношение мнений чуть иное (45:48), а у сторонников «ЕР» решительно преобладают «потребительские» мнения (32:64).
При этом возможность достижения Россией уровня развитых европейских стран оценивается довольно пессимистично. 30% полагают, что этого никогда не удастся, 17% — что это возможно не раньше, чем через 25 лет, 13% — не раньше, чем через 15 лет, 20% — через 10 лет, 8% — через 3-5 лет, менее 1% полагают это возможным всего за 1-2 года. Можно полагать, что такой – вполне обоснованный – экономический пессимизм большинства составляет реальную почву для сохранения в общественном мнении компенсирующего фантома великой державы.

Накануне «монетизации льгот»

Согласно декабрьскому опросу, 48% населения считает, что замена льгот непосредственно коснется их и их семей. 28% из этого числа отвечают, что знают, какую именно сумму компенсаций они будут получать, 63% этого не знают. При этом только 7% из них полагают, что сумма компенсаций будет соответствовать размеру утрачиваемых льгот.
«Продуманной и подготовленной» считают замену льгот 22% опрошенных, 66% начинающуюся реформу таковой не видят. По мнению 29% эта социальная реформа принесет стране больше пользы, но почти половина (48%) опасается, что вреда окажется больше. Возможную пользу реформы для наименее защищенных слоев населения видят 20%, тогда как 60% полагают, что ее воздействие скорее окажется вредным для них. 12% от общего числа опрошенных надеются на пользу реформы для своих семей, 36% опасаются ее вредных последствий, 42% считают, что реформа в их жизни ничего не изменит.
В семьях, где имеется возможность выбора между получением бесплатных лекарств или ежемесячной денежной компенсации, большинство (55%:45%) предпочло бы бесплатные лекарства.

Чечня: без перемен во мнениях

Как и ранее, около двух третей опрошенных (63%) определяют положение в Чеченской республике как «продолжение войны». (В декабре 2003 г. так считали 67%). Это один из немногих пунктов, по которым общественное мнение постоянно и резко расходится с позицией президента В.Путина, незадолго до нового года вновь заявившего, что уже три года как чеченская война закончена.
22% (в декабре 2003 – 23%) высказываются за продолжение военных действий в Чечне, 64% (64%) — за мирные переговоры.

Вокруг политического кризиса в Украине

Развитие украинских событий на протяжении декабря (договоренности между властными инстанциями о переголосовании и др.) мало сказались на тоне и содержании суждений по поводу происходящего в российских СМИ и в общественном мнении.
За происходящим в соседней стране более или менее внимательно следили 42% опрошенных российских граждан, столько же – без особого внимания.
Организованные протесты украинской оппозиции после первого голосования во втором туре президентских выборов («Оранжевая революция») вызвали восхищение или одобрение менее, чем у 10%, удивление, недоумение у 18%, раздражение и возмущение у 31%, никаких особых чувств у 29%.
Чаще всего высказывались суждения, что за нынешним противостоянием оппозиции и (тогдашней) власти в Украине стояли борьба за власть между экономическими кланами (34%), происки «зарубежных сил» (22%), недовольство народа коррумпированностью властей (16%), массовое возмущение нарушениями в ходе президентских выборов (12%).
Следуя направлению, задававшемуся на всем протяжении трудной избирательной кампании в Украине российскими СМИ и политической элитой, общественное мнение России постоянно выражало симпатии одному из кандидатов (В.Януковичу), полагая, что именно его победа соответствует российским интересам. Немногие в России (17%) признали версию преднамеренного отравления В.Ющенко, 41% сочли, что никакого отравления вообще не было.
26% опрошенных сочли, что освещение предвыборной борьбы в Украине российскими СМИ было «полным и объективным», 28% — что оно было «неполным, недостаточным», 13% оценили его как «предвзятое, одностороннее», 8% — как «лживое». Заявления и действия российских властей в связи с украинским политическим кризисом 27% оценили как «вполне уместные, полезные», а 23% даже как «недостаточные, слишком слабые». 26% усмотрели в них «вмешательство в чужие дела, которое приводит к обострению кризиса и вредит отношениям Украины с Россией», а еще 25% затруднились дать оценку.
Стоит обратить внимание на то, что при всем замешательстве и невнятности позиций российского политического и массового сознания в ситуации украинского кризиса, общие оценки Украины за год не ухудшились, а даже стали лучше. В декабре 2003 г. 7% (в декабре 2004 г. – 14%) опрошенных относились к Украине «очень хорошо», 59% (65%) – «в основном хорошо», 22% (10%) – «в основном плохо», 5% (2%) – «очень плохо». Видимо, годом ранее уже забытый «территориальный фактор» (о. Тузла) больше влиял на общественное мнение, чем все каверзы электорального выбора.
Особого внимания заслуживают две позиции российского общественного мнения по украинским проблемам.
Отвечая на вопрос, кто будет играть главную роль в разрешении нынешнего кризиса на Украине, 8% российских респондентов назвали украинского президента Л.Кучму, 9% — других украинских политиков, 13% — президента В.Путина, 22% — международных посредников, 27% — украинский народ.
И, наконец, 48% выразили мнение, что для России было бы более полезным, чтобы Украина была «независимой страной, имеющей добрые взаимовыгодные отношения с Россией», 38% — чтобы Украина «находилась под экономическим и политическим контролем России». (14% затруднились ответить).
Завершение президентских выборов в Украине и международное признание их результатов неизбежно создают множество новых проблем для российских политиков и общественного мнения. Реальное понимание произошедших в этой стране перемен потребует долгих усилий на разных уровнях.

Россия и СНГ

В декабре 2004 г. о распаде СССР сожалели 68% граждан России, не сожалели об этом 26%.
Нынешние отношения между Россией и другими странами СНГ 8% оценивают как дружественные, 16% как хорошие, добрососедские, 34% как нормальные, спокойные, 22% как прохладные, 12% как напряженные, 2% как враждебные, 6% затрудняются ответить. 35% считают, что СНГ помогает сохранению добрососедских отношений между своими участниками, 13% — что обостряет противоречия между ними, 37% — что не играет большой роли в отношениях между странами.
25% придерживаются мнения, что СНГ ожидает интеграция, укрепление связей между странами, 33% предвидят длительные и трудные поиски согласия, 9% — усиления конфликтов между странами-участниками, 16% — распад. Годом ранее, в ноябре 2003 г. усиления конфликтов ожидали 13%, но распада содружества – только 9%

О русском национализме

Более половины опрошенных (58%) полагают, что за последние 5-6 лет число русских, которые разделяют «крайние националистические взгляды», стало больше. Только 8% полагают, что носителей таких взглядов стало меньше, 20% — что их число не изменилось. Чаще всего (19%) причиной роста русского национализма считают террористические акты последних лет, плохие условия жизни в России (14%), вызывающие действия со стороны национальных меньшинств (12%), неспособность власти справиться с вспышками национализма (5%), нежелание власти бороться с национализмом (5%). Редко (2%) упоминаются «национальные предрассудки русского населения».
То же касается идеи «Россия для русских», то 16% ее полностью поддерживают, считая, что ее «давно пора осуществить», а еще 37% высказываются за то, чтобы «ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах». (Точно так же распределялись эти мнения год назад, в декабре 2003 г.). 25% относятся к этой идее отрицательно, соглашаясь с тем, что это «настоящий фашизм», 21% это не интересует, они не задумывались над этим или затрудняются ответить.
Очевидным средством оправдания националистических взглядов служит распространенное представление о том, что национальные меньшинства в России живут лучше, чем русские (так считают 39%), 34% полагают, что меньшинства живут примерно так же, как и русские, а 17% — что они живут хуже русских.
По отношению к выходцам из южных республик, проживающим в городе, районе, где живут опрошенные, 46% не испытывают никаких особых чувств, 8% отмечают уважение, симпатию, но 23% — раздражение, 24% — неприязнь, 4% — страх. 58% отнеслись бы положительно к тому, чтобы администрация их города или района запретила бы въезд и проживание на его территории выходцев из южных регионов.
Правда, только 19% полагают, что нападения скинхедов на выходцев из южных регионов могут быть оправданы последними терактами, не согласие с этим выражают 72%. В то же время административные ограничения на распространение ислама в России положительно приняли бы 44%, отрицательно – 38%.

Россия и мир

В конце 2003 г. 70% опрошенных полагали, что России следует «укреплять взаимовыгодные связи со странами Запада», а 16% — что следует дистанцироваться от Запада. В декабре 2004 соотношение таких позиций – 74:18. Это значит, что новая риторика относительно «западных врагов», получившая распространение после Беслана, слабо влияет на общественное мнение.
51% считает, что России нужно также укреплять взаимовыгодные связи с мусульманским миром, 33% — что от этого мира следовало бы дистанцироваться.
По мнению 59%, Россия должна стремиться к вступлению в будущем в Европейский Союз, возражают против этого 20%. Вступление России в НАТО склонны поддержать лишь 32%, не согласны с этим 43%.
К США «очень хорошо» относятся 5%, «в основном хорошо» 52%, «в основном плохо» 25%, «очень плохо» 9%.

«Перестройка». Горбачев. Ельцин

Только 21% опрошенных в декабре 2004 г. полагают, что в исторической перспективе эпоха «перестройки» принесла России «больше хорошего», 63% видят в ней «больше плохого», 16% затрудняются с ответом.
Свое отношение к М.Горбачеву 12% определяют как положительное, 37% — как нейтральное, 24% как «скорее отрицательное», а 23% как «резко отрицательное».(4% затрудняются ответить).
Еще более негативно оценивается в общественном мнении эпоха правления Б.Ельцина. 16% усматривают в ней «больше хорошего», 69% — «больше плохого» для России. (15% затрудняются ответить).
Положительно относятся к Б.Ельцину 10%, нейтрально – 32%, скорее отрицательно – 27%, резко отрицательно – 29%, затрудняются ответить 2%.
35% полагают, что Б,Ельцину следует обеспечить неприкосновенность как первому президенту РФ, 50% — что его нужно привлечь к ответственности за незаконные действия и злоупотребления. За прошедший год распределение мнений не изменилось.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):