Публикации в прессе

Национализм online

Павел Кошкин. В спецприемник, где сидят арестанты с Чистых прудов, на днях пришла посылка с лавашами, сулугуни, чурчхелами и мандаринами. В записке был указан адресат: «Алексею Навальному от Кавказа, который хватит кормить»… Да, митинг на Болотной продемонстрировал уход от «русской темы» к общечеловеческому недовольству результатами выборов, а редкие попытки некоторых демонстрантов проскандировать что-нибудь соответствующее или «кинуть зиги» пресекались внутри толпы митингующих. Однако тема эта жива и никуда не исчезает.

Деятельность радикальных националистических группировок таких, как нацистская организация «НГО-Север», действительно внушает опасения. О ней много писали в российских СМИ после того, как её участников приговорили к тюремному заключению за убийство. Примечательно, что с самого начала существования они координировали свою деятельность через Интернет. Лидер этой группы, Лев Молотков как программист и специалист в области интернета не мог не принять во внимание его возможности. Он создал специальный сайт, через который координировал деятельность нацистов, а также активно использовал сайт Youtube для пропаганды своих идей и в качестве учебного руководства, призывающего избивать представителей национальных меньшинств с неславянской внешностью.

Прошлогодние беспорядки на Манежной площади тоже яркий пример отрицательного влияния интернета на сознание суггестивной молодежи. Тогда собралось около 4000 подростков, студентов и футбольных фанатов, скандировавших националистические лозунги после того, как в результате потасовки с представителями кавказской национальности был убит фанат «Спартака» Егор Свиридов.

Информация о его смерти моментально распространилась по интернету, через блоги и социальные сети, дав повод националистам и людям, хоть в какой-то степени симпатизирующим им, собраться вместе на Манежной Площади и провести акцию. В«Твиттере» можно было найти сообщения, в которых перелагалось отслеживать кавказцев у станций метро и избивать на месте.

Работа Дениса Волкова – социолога из Центра Левада – примечательна с точки зрения исследования проблемы национализма в интернете. В своей работе он делает выводы, что растущее влияние социальных сетей, таких как «В контакте» и «Твиттер»способствует росту националистических настроение среди молодежи.

Планирование коллективных мероприятий через Интернет сегодня становится рутиной для российской молодежи, что совершенно отличает их от предыдущих поколений, заявляет Волков в своем докладе. Молодые люди в возрасте от 18 до 24 являются самыми активными пользователями интернета, говорит социолог. Большинство из них проводят несколько часов в день в социальных сетях.

И в самом деле, накануне беспорядков на Манежной Площади футбольные фанаты и националисты активно использовали социальную сеть «В контакте» для организации демонстрации. На данный момент на этом сайте зарегистрировано более чем 1,500 националистических групп и в ближайшее время их число будет, несомненно, расти, так как создать группу в социальной сети и организовать через неё встречу сегодня не составляет особого труда – это максимум занимает пять минут.

Некоторые националистские группы, размещенные «В контакте», насчитывают в среднем от 3,000 до 110,000 участников, в зависимости от времени создания группы. Больше всего сомнений вызывают закрытые группы, но в них, как правило, состоит мало человек, и они к, тому же, не раскрывают своих программ и планов. В самых больших группах, как правило, участники относят себя к умеренным националистам и приравнивают само понятие «национализм» к «патриотизму». Например, одна из крупных групп, зарегистрированная «В контактах» («Я – русский»), насчитывает приблизительно 110,000. Примечательно, что ее члены позиционируют себя в качестве искренних патриотов, которые представляют идею защиты целостности, единства и культурного наследия России от иностранного вмешательства. Такая позиция в принципе характерна и для многих партий, в том числе и для ЛДПР, Правого дела и КПРФ. Поэтому неудивительно, что огромное количество россиян перестают видеть принципиальные отличия между «патриотизмом» и «национализмом».

Примечательно, что, согласно опросу Центра Левада, 8% россиян считают, что понятие«национализм» имеет положительный лингвистический оттенок, 38% полагают, что это слово нейтрально и 44% уверены, что этот термин несет в себе отрицательную коннотацию.

На самом деле, не следует смешивать национализм с патриотизмом, считает руководитель Лаборатории Политических исследовании при Высшей Школе Экономике Валерия Касамара.

 «Национализм – это симптом авторитарного режима, который ничего общего не имеет с искренней любовью к Родине», – сказала она в интервью аналитическому журналуRussia Profile. – «Националисты не умеет конструктивно критиковать, потому что ими движет слепая, фанатичная вера в преимущество России и сильной власти, что помогает им в свою очередь самоутвердиться. Через скандирование лозунгов «Россия для русских» и нападение на представителей национальных меньшинств, они поднимают свою самооценку. Это не настоящий патриотизм. Настоящий патриотизм – это критический подход к решению проблемы, конструктивные попытки решить ее через реформы, желание изменить жизнь в стране в лучшую сторону».

В условиях растущего противостояния между представителями национальных меньшинств, безработицы, социального неравенства и низкого уровня жизни населения, проблема распространения национализма через интернет становится как никогда актуальной, отмечает Касамара. «Социальные сети и блоги могут подтолкнуть ещё не определившуюся аудиторию вступить в ряды националистов, — считает она. – Ведь интернет – отличный инструмент для манипулирования молодежью».

В отличие от Касамары Александр Верховский из аналитического центра «Сова», занимающегося проблемами ксенофобии, уверен, что социальные сети не играют решающей роли в росте националистических настроений, так как участие в той или иной группе «В контакте» не может сильно изменить мировоззрение, ценности и принципы её участников.

«Интернет, блоги и социальные сети, в частности, — всего лишь хорошее средство коммуникации и координации действий между националистами», – сказал Верховский журналу Russia Profile. – «На самом деле уровень национализма не вырос за последнее десятилетие с момента появления социальных сетей».

Вместе с тем, участие в той или иной группе в социальных сетях не значит, что ее члены будут нападать на иммигрантов из Северного Кавказа и другие национальные меньшинства, говорит Верховский. Большинство россиян, кто симпатизирует националистической идеологии, вряд ли будут избивать кавказцев и представителей других национальностей. Их обсуждения из серии «Понаехали!», «Хватит кормить Кавказ!» не пойдут дальше кухонных разговоров.

«Радикализм – это личностная характеристика, развивающаяся в определённой среде и кругах крайних националистов, которые находятся в активном меньшинстве», – считает Верховский.

На данный момент в России действует более 35 националистических организаций, в том числе и умеренные («Народный Союз»), радикальные («Северное братство») и запрещенные («Славянский Союз»). Большинство из них имеет свои сайты и активно вовлечены в пропаганду своих идей в блогах и социальных сетях. Верховский уверен, что эта цифра – очень абстрактная и нисколько не проясняет ситуацию.

«Сложно судить, сколько националистических организаций сегодня действует в России, потому что помимо крупных групп существует огромное количество секретных подпольных группировок, которые предпочитают не говорить о своей деятельности широким массам».

Причины национализма

Согласно опросу Центра Левада, 48% россиян считают, что за последнее десятилетие уровень национализма остался неизменным. Они убеждены, что люди просто начали больше говорить о проблеме.

Однако 38% респондентов заявили, что они обеспокоены тенденцией растущего национализма в России за последнее десятилетие.

11% считают, что корни проблемы нужно искать в национальных предрассудках, 37% уверены, что агрессивное поведение некоторых представителей национальных меньшинств – причина национализма. 25% объясняют ситуацию низким уровнем жизни, и 4% полагают, что рост националистической риторики среди некоторых политиков является катализатором ксенофобии.

Верховский полагает, что одна из причин развития национализма в молодежной среде – это недостаток эффективных образовательных программ по толерантности. «Уроки толерантности в школах неэффективны, потому что слишком абстрактны и не нацелены на определенную аудиторию». Чтобы решить проблемы, школьники должны разбирать конкретные случай в классе вместе с учителем, если у них были конфликты в школе с представителями национальных меньшинств», — замечает Верховский. «А абстрактные разговоры о гуманности и добре ни к чему не приведут».

Нужна также иметь в виду, что проблема распространения национализма через блоги и социальные сети косвенно отражается и на свободе слова в интернете. Так, например, знаменитый блогер Александр Морозов сказал журналу Russia Profile, что из-за того, что многие блоги и форумы переполнены комментариями националистического толка, власти вынуждены накладывать ограничения на свободу слова в интернете. «Ведь на практике, казалось бы, невинный бытовой национализм в блогах приводит к росту нацизма и радикализма на улицах». Читать на сайте Частный Корреспондент

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):