Публикации в прессе

Наше «мы»: Четыре ноги престола

В апреле «Левада-центр» задал гражданам те же вопросы, которые задавались ровно 12 лет назад, когда Владимир Путин в первый раз пересаживался из премьерского кресла в президентское. Мы спрашивали тогда, на кого будет опираться новоизбранный лидер. Борис Ельцин считался президентом «всех россиян», но что новый президент будет опираться на «всех без исключения», думали и думают не более 6%. А 52% тогда выразили убеждение, что главной опорой Путина будут «силовики, работники спецслужб, армии и МВД».

Довольно скоро стало ясно, что публика не ошиблась. И в наши дни 47% граждан по-прежнему уверены, что главной опорой путинского режима являются люди в погонах и в штатском. Перечисляя далее, на кого будет опираться Путин, на втором месте, как и 12 лет назад, называют губернаторов — и выборных, и назначенных. Что же до третьего места, то «классовое чутье» подсказывало россиянам с самого начала, что в качестве еще одной опоры Путин будет использовать олигархов. И хотя с тех пор Путин не раз показывал, как он может с ними расправиться и куда может их «удалить», российскую общественность он не убедил. Теперь еще больше людей, чем в далеком 2000 году, своими ответами показывают, что третьим столпом власти они считают именно олигархов.

А вот насчет четвертой ноги престола мнения переменились. В путинские годы, говорят россияне, шел и шел рост бюрократии. Люди понимают: раз уж эта категория заняла свои позиции благодаря Путину, то она и будет за него держаться, а он — за нее. Поэтому теперь на четвертом месте (вместо шестого) устроились «государственные чиновники, бюрократия», оттеснив с четвертого на пятое «руководителей крупных предприятий». Но самое важное изменение по сравнению с 2000 г. состоит в том, что на четыре ступени скатилась вниз такая группа, как «простые люди: мелкие служащие, рабочие, труженики села». Они — это, собственно, те, кто и составляет основную массу опрошенных. Стало быть, здесь они давали ответ про самих себя. Прожив с Путиным эти годы, они поняли, какое место им отводит власть. Теперь, считают они, для Путина более значимы лица «со среднеевропейским уровнем достатка» и даже «интеллигенция» и «культурная и научная элиты». «Простые люди» определили себя на предпоследнюю позицию. Ниже их только «люмпены: нищие, опустившиеся люди».

Повтор ряда других вопросов показал, что в большинстве сфер жизни россияне, как и в 2000 г., в основном ожидают улучшения, в меньшей степени — сохранения существующего положения. Структура ожиданий не изменилась, разве стало чуть меньше оптимизма, чуть больше пессимизма. Есть, однако, два особых случая. Один касается воровства, другой — свободы. В области свободы слова основной ответ: изменений не ждать. Так говорили 46% в 2000 г., так повторяют 44% в 2012 г. И в отношении «воровства и коррупции в руководстве страны» тогда 46% не верили в перемены. Но к сегодняшнему дню не верят 57%.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):