«Левада-центр»выяснил, что за последнее десятилетие россияне стали больше верить в жизнь после смерти, а также в то, что «умершие родственники обладают способностью влиять на живущих». В остальном же отношение к сверхъестественному в обществе почти не поменялось: каждый седьмой россиянин хоть раз в своей жизни прибегал к услугам альтернативной медицины, а каждый десятый — к услугам гадалки или астролога.
42% россиян согласны с тем, что есть жизнь после смерти, причем 14% из них верят в это «безусловно». Таковы результаты последнего опроса «Левада-центра». Исследование на тему веры в сверхъестественное проводится центром в третий раз — до этого в 1998 и 2008 годах в рамках международной программы социальных исследований (ISSP) по теме «Отношение к религии». В 2008 году число верящих в загробную жизнь составляло 33% и за девять лет выросло на 9%.
Россияне стали больше верить и в то, что «умершие родственники обладают способностью влиять на живущих»: 28% в 2008 году против 38% в 2017-м. 25% опрошенных на этот вопрос ответили «скорее нет», 21% «определенно нет», еще 16% ответить затруднились. Вера в остальные сверхъестественные явления существенным образом не изменилась, отметили в «Левада-центре». 12% россиян «однозначно» признают существование и рая, и ада. При этом среди отвечающих «скорее да» верящих в существование ада на 1% меньше (рай — 27%, ад — 26%).
14% россиян прибегали к альтернативной медицине — гомеопатии, аюрведе, традиционной китайской медицине, 10% консультировались с гадалками или астрологами, 8% посещали целителя. Каждый пятый россиянин читал журналы или книги по эзотерике, среди женщин — каждая четвертая. В целом женщины чаще верят в сверхъестественное, чем мужчины. Доля россиянок, которые верят в рай или ад, в жизнь после смерти или в «религиозные чудеса», в полтора раза превышает долю среди мужчин. Верят в потусторонние силы, как и десятью годами ранее, чаще граждане старше 50 лет. Среди россиян, которые относят себя к атеистам или не верят ни в одну из религий, порядка 10% говорят о реальности рая, ада или «религиозных чудес».
Ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая отмечает, что увеличение числа верящих в сверхъестественные явления связано с пропагандой религиозности, развернутой в последние годы. «Дает эффект приобщение граждан к тренду, что религиозность и православность — это хорошо, при этом один и тот же человек может пойти и в церковь, и к гадалке, и к астрологу»,— сказала “Ъ” госпожа Зоркая.