Пресс-выпуски

Образы власти, советской и нынешней

Опрос проведен 27 июня – 4 июля 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1605 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

Образы власти, советской и нынешней

Настоящий текст содержит результаты массовых опросов жителей России, фиксирующих их представления о характере власти и ее оценки. Высокий рейтинг президента (одобрения и поддержки) создает впечатление о полном единодушии и удовлетворенности населения деятельностью властных структур. Показатели «организованного консенсуса» и безальтернативности фигуры «национального лидера» в деятельности официозных СМИ превращены в мощные инструменты пропаганды и манипулирования общественным мнением, подавления инакомыслия, дискредитации политиков из «несистемной оппозиции» в качестве отщепенцев, авантюристов и провокаторов, «поющих с чужого голоса».  Дополнительно к цензуре независимых каналов информации, этот светлый образ «народного единства» скрывает реальную и гораздо более противоречивую картину отношения россиян к структурам власти и действующему государству. Публикуемые ниже данные опросов представляют собой материалы долговременной исследовательской программы «Советский простой человек», ведущейся командой Ю.А.Левады с 1989 года.

В данном случае используется техника описания массовых установок, близкая по характеру к процедуре «семантического дифференциала», когда опрашиваемый из большого числа семантических определений выбирает те, которые соответствуют его представлениям об описываемом объекте. В отличие от обычной методической техники опросов общественного мнения, когда респондентам задаются короткие диагностические вопросы, предполагающие согласие с тем или иным суждением или квалифицирующим высказыванием, используемая здесь процедура носит более сложный характер, предполагающий последующие действия по типологизации и агрегированию сходных или взаимосвязанных оценок. Несмотря на свою видимую «громоздкость» и большой объем переменных (количество  амбивалентных характеристик при этом может достигать 30), такая методика позволяет выявить латентные установки, обычно скрываемые в рутинных приемах при опросах общественного мнения, и избежать  подстраивания респондента под его представления о том, как должно отвечать «большинство», то есть в значительной мере снять механизмы оппортунистического присоединения к «правильному мнению» конформистов, старающихся продемонстрировать свою лояльность репрессивной власти («спираль молчания»).

Социологи используют такие процедуры для диагностики двоемыслия, противоречивых ценностных установок, особенно в случаях, когда открытое выражение каких-то взглядов, верований, предрассудков или убеждений респондента может восприниматься окружающими как «неприличное» поведение или опасное для самого их носителя. Такие мнения, как считается, не разделяются большинством и согласие с ними, может быть выражено только среди «своих», в неформальной обстановке и т.п.  Подобные методики предназначены для выявления латентных ксенофобских или расовых предубеждений, страхов, комплексов неполноценности, агрессии, религиозного, идеологического или иного вида инакомыслия. Сама дробность и множественность предлагаемых для описаний тех или иных социальных феноменов семантических категорий и определений ослабляет возможности конформистского «самоконтроля» респондента, позволяя ему называть те характеристики оцениваемого объекта, которые обычно он старается контролировать из соображений необходимости следовать общепринятым социальным нормам, из лицемерия или оппортунизма.

Таблица 1*. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, БЫВШИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ПРЕЖНЕЙ, СОВЕТСКОЙ, ВЛАСТИ КОНЦА 1970-х — НАЧАЛА 1980-х гг.
(респонденты могли назвать 5-6 характеристик; в % к числу опрошенных;
ранжировано по 1998 г.)

Год, месяц опроса

1998

январь

2001

декабрь

2005

ноябрь

2008

август

2012

октябрь

2015

март

2019

июнь

Близкая народу, людям 36 30 34 27 29 24 29
Законная 32 22 28 23 22 26 20
«Своя», привычная 32 24 26 18 18 18 12
Бюрократичная 30 26 30 24 15 25 15
Сильная, прочная 27 25 30 24 27 23 25
Недальновидная 23 14 21 13 10 11 18
Авторитетная, уважаемая 21 21 24 18 19 22 15
Келейная, закрытая 17 14 13 14 10 10 5
Справедливая 16 16 21 15 16 17 22
Криминальная, коррумпированная 13 13 12 8 6 6 11
Честная, открытая 13 11 13 8 13 13 15
Ограниченная, неумная 9 7 8 7 5 5 6
Образованная, интеллигентная
8 12 13 8 11 11 9
Слабая, беспомощная 8 6 8 5 4 6 9
Непоследовательная 8 6 9 5 4 4 7
Паразитическая 8 6 5 5 4 5 4
Далекая от народа, чужая 8 8 10 8 5 8 7
Непрофессиональная, безграмотная 6 6 8 6 5 4 6
Эффективная, компетентная 5 10 11 5 8 9 8
Некомпетентная 4 6 7 3 5 6 6
Прагматичная 2 2 5 4 4 7 4
Незаконная 1 2 3 2 1 2 4
Затруднились  ответить 11 12 13 22 24 22 7
Сумма всех ответов 335 299 352 272 265 284 289
Доля позитивных определений власти (%) 57 57 57 57 61 57 54
Число опрошенных 1600 1600 1500 2000 1600 1600 1600

 Таблица 2*. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ НЫНЕШНЮЮ ВЛАСТЬ (ранжировано по 1998 году)

1998

январь

2001

декабрь

2005

ноябрь

2008

август

2012

октябрь

2015

март

2016

июнь

2019

июнь

Криминальная, коррумпированная  63  50  62  30  52  41  31  41
Далекая от народа, чужая 41 34 42 19 32 27 23 31
Непоследовательная 32 25 29 9 12 12 10 15
Слабая, беспомощная 31 21 20 5 10 8 7 13
Недальновидная 28 17 25 8 12 14 9 19
Бюрократичная 22 24 39 26 30 32 26 24
Паразитическая 18 12 15 5 11 12 11 13
Незаконная 13 10 16 5 9 7 4 11
Непрофессиональная, безграмотная 13 7 12 5 8 9 8 11
Законная 12 10 9 21 8 16 23 15
Ограниченная, неумная 12 4 8 2 6 5 5 9
Келейная, закрытая 8 7 8 5 7 9 8 6
Образованная, интеллигентная 6 12 13 19 11 14 8 6
Некомпетентная 3 6 9 13 6 10 7 5
Эффективная, компетентная 3 3 6 12 6 9 9 6
Честная, открытая 3 3 3 9 4 7 7 9
Справедливая 3 3 3 7 4 6 6 8
«Своя», привычная 3 2 4 5 4 12 4 7
Близкая народу, людям 2 3 5 9 5 5 4 8
Сильная, прочная 2 4 7 16 10 18 19 14
Прагматичная 4 5 6 7 5 9 7 6
Авторитетная, уважаемая 2 4 7 17 6 14 11 8
Затрудняюсь ответить 11 22 24 22 14 13 9 7
Число опрошенных 1500 1600 1600 1500 2000 1600 1600 1600
Сумма всех ответов 324 269 380 254 253 268 247 285
Доля позитивных определений власти (%) 13 22 27 45 25 38 42 32

* В таблицах 1 и 2 курсив обозначены негативные характеристики, жирным курсивом – устойчивые или доминантные значения коллективных мнений, сохраняющие свою значимость в течение длительного времени или всего периода измерений.

Если свести данные обеих таблиц (№ 1 и 2), то мы получим следующую матрицу распределения самых частых (а значит – доминирующих, то есть обладающих силой общеизвестной нормы) коллективных мнений о прошлой и нынешней власти (в скобках среднее число ценностных определений за все замеры, в %%):

Таблица 3. Семантические доминанты восприятия власти
(рассчитывается как сумма всех полученных ответов за 1998-2019 годы,
деленная на количество проведенных опросов)

Прежняя, советская Нынешняя, современная

близкая народу, людям (30)

бюрократичная (27)

сильная, прочная (26)

законная (25)

«своя», привычная (21)

авторитетная, уважаемая (20)

справедливая (18)

криминальная, коррумпированная (46)

далекая от народа, чужая (31)

бюрократичная (28)

непоследовательная (18)

недальновидная (17)

слабая, беспомощная (15)

паразитическая (13)

Устойчивость подобных мнений свидетельствует о том, что данные опросов фиксируют глубоко лежащую в массовом сознании структуру представлений. С одной стороны, она отражает текущие прагматические оценки моральных и функциональных качеств и свойств российских политиков, с другой – особенности коллективной идентичности, то есть тип организованности сознания, уже не связанной с конкретными обстоятельствами актуальных событий и процессов. Теоретически правильнее утверждать, что накопленный социальный опыт, аккумулированный в структуре коллективной идентичности, определяет механизмы и характер массового восприятия изменчивой социальной действительности. 

Даже, если мы возьмем данные замеров в самые благоприятные для власти годы (за 2008 г. – пик массовой удовлетворенности экономическим положением, время потребительского бума и патриотически-милитаристской гордости, переживаемой после российско-грузинской войны; или за 2015-2016 годы – период крымской мобилизации и патриотической эйфории, консолидации вокруг государственной власти и наибольшей удовлетворенности ее деятельностью, максимумы одобрения президента), то мы все равно увидим ту же двойственную структуру отношения к власти, что и в годы нарастания общественного недовольства режимом, массовыми демонстрациями протеста среднего класса в крупнейших городах, падением популярности ведущих политиков и резко негативными оценками работы основных государственных институтов – Госдумы, правительства и т.п. [1]

Таблица 4

А. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, БЫВШИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ПРЕЖНЕЙ, СОВЕТСКОЙ, ВЛАСТИ КОНЦА 1970-х — НАЧАЛА 1980-х гг.**

Б. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ НЫНЕШНЮЮ ВЛАСТЬ**

А.2008 Б.2008 Б-А А.2015 Б.2016 Б-А
Криминальная, коррумпированная 8 30 22 6 31 25
Далекая от народа, чужая 8 19 11 8 23 15
Непоследовательная 5 9 4 4 10 6
Слабая, беспомощная 5 5 = 6 7 1
Недальновидная 13 8 -5 11 9 -2
Бюрократичная 24 26 2 25 26 1
Паразитическая 5 5 = 5 11 6
Незаконная 2 5 3 2 4 2
Непрофессиональная, безграмотная 6 5 -1 4 8 4
Законная 23 21 -2 26 23 -3
Ограниченная, неумная 7 2 -5 5 5 =
Закрытая, келейная, 14 5 -9 10 8 -2
Образованная, интеллигентная 8 19 11 11 8 -3
Некомпетентная 3 13 10 7 7 =
Эффективная, компетентная 5 12 7 9 9 =
Честная, открытая 8 9 1 13 7 -6
Справедливая 15 7 -8 17 6 -11
«Своя», привычная 18 5 -13 18 4 -14
Близкая народу, людям 27 9 -18 24 4 -20
Сильная, прочная 24 16 -8 23 19 -4
Прагматичная 4 7 3 7 7 =
Авторитетная, уважаемая 18 17 -1 22 11 -11

** Жирным шрифтом выделены значимые варианты ответов; ранжировано по 1998 г.

Различия в оценках качеств власти у разных социальных групп или категорий населения в целом незначительны, хотя имеют место: более критичны настроены к нынешней власти респонденты из групп, обладающих большими социальными ресурсами (высоким уровнем образования, более обеспеченные, жители Москвы, активные возрастные категории 25-ти – 50-летние люди). Напротив, социальная периферия (село, пожилые и малообразованные категории населения, бедные и т.п.) склоны более позитивно оценивать советскую власть, поскольку сильнее нуждаются в идеализации прошлого, то есть в нормативной инстанции для выражения своего отношения к настоящему. Механизмы негативной идентичности сильнее проявляются там, где подавлены или стерилизованы ресурсы и возможности для активного Я, индивидуального действия и самовыражения.

Нижняя точка уважения к российским политикам приходится на конец периода массовых демонстраций протеста (2011-2013 годов). Присоединение Крыма и конфронтационная политика в отношении Запада заметно подняли уважение к власти, хотя и не компенсировало доминирующие негативные оценки политического класса России.

При всех колебаниях общественного мнения, вызванных как событиями в общественно-политической жизни, так и манерой освещения и подачи их в СМИ, влиянием пропаганды или динамикой экономических процессов, двойственная структура восприятия и отношения к политике сохраняется. Стерилизация демократического участия в политике и возможностей влиять на принятие важнейших для общества решений оборачивается стойким недоверием ко всей сфере политики, принятой системе отбора во властные и представительские органы государства, к суду и т.п. и негативным отношением к властям разного уровня (что можно видеть на фиксируемых социологическими опросами длительных трендах – см. раздел Индикаторы на сайте Левада-Центра). Уровень недовольства работой Дмитрия Медведева и недоверия премьер-министру составляет 65%, российскому «парламенту», Госдуме – 60%, правительству – 55% и т.д. Общество, лишенное контроля над выборами, социальной политикой и политическими процессами, реагирует на происходящее тем, что хронически относится к российским политикам с высокой степенью недоверия и морального или профессионального осуждения (табл.5):

Таблица 5. КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕРТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИКОВ?
(выберите 5 качеств; в % к числу опрошенных; ранжировано по 2015 г.)

1995

июль

2014

январь

2015

март

Стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами 39 44 36
Корыстолюбие 26 41 33
Неуважение к рядовым гражданам 34 37 28
Пренебрежение к законам 31 36 25
Бесчестность, непорядочность 24 30 18
Безнравственность 19 27 15
Любовь к России 14 7 15
Высокий профессионализм 10 9 14
Высокий интеллект 10 9 13
Непрофессионализм 26 23 13
Высокие волевые качества 9 8 13
Честность, порядочность 8 4 9
Желание получить власть только честным демократическим путем 6 2 8
Нелюбовь к России 11 12 7
Уважение к рядовым гражданам 7 3 7
Строгое соблюдение законов 5 2 7
Безволие 15 7 6
Вера в Бога 4 1 6
Скудоумие 11 11 6
Высокая нравственность 5 1 4
Атеизм 5 1 3
Бескорыстие 5 2 2
Затрудняюсь ответить 19 12 16
Число опрошенных 1543 800 1603
Сумма всех ответов 324 316 275
% Позитивных определений 27 15 40

В массовом сознании после разочарования населением результатами реформ, тем, что давние государственно-патерналистские ожидания, социалистические иллюзии, надежды на справедливое государство не оправдались, проявились, усилились и закрепились представления об алчности и беспринципности тех, кто стремится к власти, кто вступил на путь политической или бюрократической карьеры.  Большой разницы в представлениях о функциональных различиях чиновников и политиков в массовом сознании нет, поскольку нет реально обособленных и разграниченных, автономных институтов открытой конкурентной борьбы за власть (политики) и собственно сферы массового управления (государства).  Инерция тоталитаризма сказывается в том, что разделение властей провозглашено, но в реальности полностью уничтожено после 1998-2003 годов. Старые двойственные советские представления о советской власти, ее оправдании и не соответствии своему идеологическому назначению, не только не исчезли, а напротив, трансформировались с одной стороны, в идеализированные образы прошлой власти (справедливой, заботливой, сильной, честной), а с другой – в негативные стереотипы коррумпированной, олигархической и развращенной плутократии. Основу этих последних представлений составили стандарты обывательского понимания бюрократии и власти, сложившиеся именно в позднесоветское время.  Новых представлений о власти за весь период неудачного транзита от распадающегося тоталитаризма к демократии так и не было выработано.

Таблица 6. С КАКИМИ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС СТОЯТ У ВЛАСТИ, ВЫ БЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, СОГЛАСИЛИСЬ? (множественный выбор)

Год, месяц опроса 1994
VIII
1998
III
2006
II
2010
II
2012
I
2012
VIII
2013
IV
Это люди, которые заботятся о благе народа 17 16 10 12 19 14 10
Это люди, озабоченные только своими привилегиями и доходами 39 57 56 40 37 33 41
Это образованные, знающие специалисты 14 19 15 22 22 25 18
Это организаторы-практики, умеющие работать с людьми 10 12 12 14 15 14 12
Это люди идейные, убежденные 5 9 6 10 9 7 6
Это защитники «доперестроечных» порядков 8 7 3 2 2 2 2
Для этих людей главное — сама власть 41 49 43 27 34 32 34
Затрудняюсь ответить 19 9 6 10 11 12 9
Число опрошенных 2957 1600 1600 800 800 800 1100

Таблица 7. ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, БОЛЕЕ ВАЖНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС СТОЯТ У ВЛАСТИ В РОССИИ: ПРОЦВЕТАНИЕ СТРАНЫ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ВЛАСТИ? 

Год, месяц опроса 2001
XI
2006
II
2006
XI
2010
II
2012
I
2012
VIII
2013
IV
2014
IV
2015
VI
2016
XI
2017
XI
Процветание страны 32 16 27 27 28 30 26 35 30 30 33
Сохранение и укрепление собственной власти 59 72 60 59 59 58 62 52 58 59 54
Затрудняюсь ответить 9 12 13 14 13 12 12 13 12 11 13
Число опрошенных 1600 1600 1600 800 800 800 800 1600 1600 1600 1600

Ни один из политиков или функционеров высшего уровня, кроме В.Путина, не пользуется сколько-нибудь существенным доверием в обществе, хотя и у него за полтора последних года рейтинг доверия снизился на треть: с 59 до 40%). Даже самые известные министры, проводники политики президента (обороны и иностранных дел), имеют весьма низкий рейтинг доверия: за последний год от 14 до 18%, премьер-министр – 7-9%. Показатели доверия у партийных лидеров (из допущенных в ГД) также не превышают 14-15%, потолок задан Жириновским; у Зюганова – 7-9%, у Миронова или Матвиенко – от 1 до 3%). Напротив, показатели недоверия («нет таких политиков, которым я доверяю», «никому не верю», затруднились назвать тех, кому могли бы доверять и т.п. ответы) в сумме выросли с ноября 2017 по июнь 2019 года с 24 до 37%, приблизившись вплотную к показателям популярности «национального лидера».

Глубокая убежденность в том, что «простые люди» не могут влиять на решения, принимаемые государственными органами, а она характерна для более 80% населения России, равно как и смиренное сознание, что выборы не заставят правительство делать то, что хотят «обычные люди», разделяется более 60% россиян. Следствием этого становится отвращение к политике, отсутствие интереса или участия в общественных делах, равно как и отказ от ответственности за происходящие события в стране или действия ее руководства. За 30 лет отказ от ответственности – соотношение мнений «несу моральную ответственность» и «никак не могу и не хочу отвечать» за действия правительства —    изменилось в худшую стороны и составляет сегодня, соответственно: 12:60% и 12:54%.  Разрыв такого рода вырос за это время в 2-3 раза.  Нынешний режим это вполне устраивает, поскольку на достижение такого состояния отчужденности и политической апатии общества и направлены основные технологии господства. Авторитарные или тоталитарные репрессивные режимы, помимо прямого насилия, нацелены на разрыв отношений солидарности между разными социальными группами, реального участия в общих делах, подавления интереса к политике. Искусственное состояние общественного равнодушия к происходящему (самое большее – зрительское отношение к политике) или выражение показной лояльности и одобрения являются условиями стабильности и прочности несущих конструкций в такого рода политических системах.  Лишь 1-2% опрошенных россиян заявляли о том, что они «принимают активное участие в деятельности какой-то политической партии или общественной организации», 42-44% — «с интересом следят за политическими событиями в России», но сами не принимают в ней участия. Напротив, 54-57% на соответствующий вопрос отвечали либо, что им безразличны политические проблемы, они не интересуются политикой в России, она их «не заботит», либо «политика им не нравится», «политика – грязное дело», на которое «у них нет времени» и т.п.

Функционально идеализация советской власти служит условием для выражения недовольства и критического отношения к действующей власти. Это не частные особенности российской политической культуры, а проявление базовых для таких обществ механизмов негативной идентичности в условиях незавершенной или незападной модернизации. Именно в этом контексте рационально рассматривать и так называемый «рост популярности Сталина», и «ностальгию по СССР». Систематические усилия для стерилизации процессов демократии, политического представительства различных групповых интересов, разнообразия общества оборачиваются стойким негативным представлением о людях во власти, что, однако, не ведет к расширению участия в общественных делах или большей групповой, или общественной солидарности.

Лев Гудков

[1] Пресс-выпуск Левада-Центра: https://www.levada.ru/2019/07/25/odobrenie-institutov-vlasti-15/

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):