Вряд ли стоит разбирать подробно сам доклад «группы Белановского» — его исследовательская методология вызывает серьезные нарекания экспертного сообщества. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что опросы «добровольцев», подобранных абы как в интернете, телефонные опросы знакомых и 2-3 разрозненные фокус-группы не могут дать сколько-нибудь верного представления о настроениях в обществе. Такие замеры не отражают ничего, кроме частных мнений участников опроса, так как полученные результаты нельзя экстраполировать на население страны в целом.
Экономические страхи
На сегодняшний день наибольшую тревогу людей вызывает экономическая ситуация, которая начала ухудшаться еще в марте — до того, как опасность эпидемии была осознана, а карантин объявлен. Опросы тогда фиксировали резкий рост числа респондентов, ожидающих дальнейшего ухудшения положения дел в экономике (с 23% в январе до 45% в марте). Скорость и глубина падения позволяли сравнить происходящее с началом предыдущих кризисов конца 2014 и 2008 годов. Также в марте резко ухудшились оценки общей ситуации в стране, что ознаменовало прекращение тренда на медленное восстановление настроений после шока пенсионной реформы.
Оценки действия властей
Несмотря на описанные трудности, позиции российских властей пока выглядят довольно уверенными. К началу эпидемии и экономического кризиса система подошла обновленной; большинство социологических показателей вплоть до марта-апреля демонстрировали положительную динамику и за пару месяцев снизились лишь незначительно. К концу мая падение рейтингов власти даже приостановилось. Так смена правительства и уход непопулярного в народе Дмитрия Медведева в начале года дала кабинету министров новый кредит доверия. Главным преимуществом нового премьера по сравнению с предыдущим (при всех его деловых качествах и энергии), безусловно, является сам факт его новизны.
Длительная кампания по замене непопулярных региональных начальников также дала свой результат: отношение к региональным властям непрерывно улучшалось на протяжении последних двух-трех лет. Дошло до того, что совокупный губернаторский рейтинг сегодня выше оценок работы не только правительства и думы, но и президента.
Неустойчивое равновесие
Однако аналогии с 2011 годом пока не вполне уместны. Государственная система выглядит сегодня более устойчивой, чем 8-9 лет назад. Несмотря на экономические трудности, в обществе все еще сохраняется равновесие между оптимизмом и пессимизмом (в 2011-2012 годах негативные оценки преобладали, большинство респондентов говорили, что страна идет в тупик). Кроме того, две трети населения одобряют усилия федеральных и региональных властей по борьбе с коронавирусом.
Протестные настроения сегодня находятся на уровне прошлого года (27% россиян считают протесты вполне возможными и столько же готовы принять участие). Это ниже, чем показатели 2018 года — сразу после объявления пенсионной реформы. Значит, можно ожидать продолжения различных локальных протестных акций образца последних лет. А вот для массовых народных волнений пока, похоже, нет повода.
При этом разочарование во власти не приводит автоматически к появлению новых авторитетов. На первых порах люди остаются дезориентированными. Однако борьба за недовольных уже началась. Наибольшая конкуренция за их симпатии может развернуться между командой Алексея Навального и коммунистами — двумя политическими силами, которые наиболее громко и последовательно критикуют российскую власть.