Опрос проведен 19 – 25 июля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Потребительские настроения россиян продолжают ухудшаться – в июле по сравнению с маем Индекс потребительских настроений снизился на 6% до уровня 93 пункта.
(март 2008 года - 100%)
Индекс потребительских настроений
ИПН 01.1993 02.1993 03.1993 04.1993 05.1993 06.1993 08.1993 09.1993 10.1993 11.1993 12.1993 03.1994 05.1994 07.1994 10.1994 12.1994 03.1995 06.1995 05.1996 07.1996 09.1996 11.1996 01.1997 03.1997 05.1997 07.1997 09.1997 11.1997 01.1998 03.1998 05.1998 07.1998 09.1998 11.1998 01.1999 03.1999 05.1999 07.1999 09.1999 11.1999 01.2000 03.2000 05.2000 07.2000 09.2000 11.2000 01.2001 03.2001 07.2001 09.2001 11.2001 01.2002 03.2002 05.2002 07.2002 09.2002 11.2002 01.2003 03.2003 05.2003 05.2003 07.2003 09.2003 11.2003 01.2004 03.2004 05.2004 07.2004 09.2004 11.2004 03.2005 03.2005 05.2005 07.2005 09.2005 11.2005 01.2006 03.2006 05.2006 07.2006 09.2006 11.2006 01.2007 03.2007 05.2007 07.2007 09.2007 11.2007 01.2008 03.2008 06.2008 09.2008 12.2008 02.2009 05.2009 06.2009 07.2009 08.2009 09.2009 10.2009 11.2009 12.2009 01.2010 02.2010 03.2010 04.2010 05.2010 06.2010 07.2010 08.2010 09.2010 10.2010 11.2010 12.2010 01.2011 02.2011 03.2011 04.2011 05.2011 06.2011 07.2011 08.2011 09.2011 10.2011 11.2011 12.2011 01.2012 02.2012 03.2012 04.2012 05.2012 06.2012 07.2012 08.2012 09.2012 10.2012 11.2012 12.2012 01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013 01.2014 02.2014 03.2014 04.2014 05.2014 06.2014 07.2014 08.2014 09.2014 10.2014 11.2014 12.2014 01.2015 02.2015 03.2015 04.2015 05.2015 06.2015 07.2015 08.2015 09.2015 10.2015 11.2015 12.2015 01.2016 02.2016 03.2016 04.2016 05.2016 06.2016 07.2016 08.2016 09.2016 10.2016 11.2016 12.2016 01.2017 02.2017 03.2017 04.2017 05.2017 06.2017 07.2017 08.2017 09.2017 10.2017 11.2017 12.2017 01.2018 03.2018 05.2018 07.2018 09.2018 11.2018 01.2019 04.2019 05.2019 07.2019 09.2019 11.2019 01.2020 03.2020 09.2020 11.2020 02.2021 04.2021 06.2021 08.2021 10.2021 12.2021 02.2022 04.2022 06.2022 08.2022 10.2022 12.2022 02.2023 04.2023 06.2023 08.2023 10.2023 12.2023 02.2024 04.2024 06.2024 08.2024 10.2024 12.2024 02.2025 04.2025 67 60 58 63 64 61 61 63 65 65 76 71 79 76 72 76 68 66 70 70 68 61 65 63 69 74 77 74 75 69 74 69 48 44 54 52 60 60 63 72 81 83 88 86 84 87 91 86 93 96 92 94 92 94 92 91 91 91 88 91 91 90 96 95 101 97 98 98 97 92 92 91 95 98 101 97 101 94 99 102 101 104 102 99 103 104 104 100 106 123 108 117 93 76 79 84 88 93 89 92 90 102 96 95 96 94 101 102 102 101 98 104 103 107 95 91 97 96 100 104 98 100 103 103 101 99 104 104 103 105 111 100 99 100 102 99 97 102 101 99 99 100 105 104 103 98 100 97 94 102 101 98 102 103 110 107 102 104 97 96 96 84 77 78 82 86 92 92 85 82 87 85 79 81 70 77 72 79 81 86 85 83 83 88 84 87 88 88 89 94 93 93 92 94 99 95 91 100 97 107 98 93 92 89 89 98 97 98 99 101 103 83 90 85 91 96 92 92 89 92 91 86 99 100 96 104 108 109 108 105 112 111 118 118 117 109 112 109 113 116
Больше всего снижение субъективных оценок проявилось в отношении будущего – перспективная составляющая сводного индекса ИПН упала на 7%. Именно негативные ожидания развития экономической ситуации в стране, особенно в ближайшие 12 месяцев, стали основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов. В мае позитивные оценки ближайших экономических перспектив страны давали 31% опрошенных и сохранялся положительный баланс оценок – оптимистические ожидания преобладали. В июле, количество оптимистов практически не изменилось (30%), но за счет увеличения в полтора раза доли ответов о том, что ближайший год будет плохим для экономики страны (с 21% до 30%) они утратили свое преимущество.
Ухудшение ожиданий на будущее влияет на сегодняшние решения покупателей – люди все чаще склоняются к мнению, что лучше воздержаться от покупок – в июне такой ответ дали 31% опрошенных. На протяжении последних полутора лет такое отрицательное мнение высказывали не более четверти респондентов, а в начале нынешнего года даже еще меньше – 19% (данные марта 2018 г.). Позитивный покупательских настрой способствовал росту товарооборота в стране даже в условиях продолжавшегося снижения реальных денежных доходов населения. Ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса.
В июле ухудшение оценок менее всего затронуло субъективные представления людей о материальном положении своих семей – текущие оценки почти не изменились, а ожидания на будущее снизились на 4%. Зато усилилась поляризация мнений – выросло не только число пессимистов, но и оптимистов. В предыдущие два года примерно 55- 60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45% (20% надеются на улучшения и 25% — опасаются ухудшений).
Ухудшение экономических ожиданий населения конечно же связано с планами по повышению пенсионного возраста, а также с решениями о повышении налогов. Негативные ожидания последствий этих мер распространились во всех слоях общества, а не только среди людей старших возрастов (см. рис. 1). Особенно остро отреагировали люди в активном трудоспособном возрасте (25-55 лет) – снижение ИПН составило 8-9%. И только самые молодые люди (в возрасте до 24 лет) не ухудшили свои потребительские настроения.
Рисунок 1
Обещание роста пенсий неработающим пенсионерам (пожалуй, единственный позитивный сигнал в связи с повышением пенсионного возраста) оказалось недостаточно убедительным аргументом даже для малоимущей части населения – среди людей малообеспеченных потребительские настроения в июле снизились более всего (минус 10%) (см. рис. 2). Потребительские настроения самых обеспеченных граждан в июле ухудшались вдвое более низкими темпами (минус 5%).
Рисунок 2
руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни
Марина КРАСИЛЬНИКОВА
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.