Пресс-выпуски

ВЦИОМ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИЮЛЕ 2001 ГОДА

Л.А. Седов

ВЦИОМ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИЮЛЕ 2001 ГОДА

Полтора года президентства В. Путина.

А пока мы перешагнули полуторагодичный срок правления второго российского президента в  условиях относительного спокойствия в  том, что касается настроений и  ожиданий широких социальных слоев и  многочисленных групп населения. Со стороны же политиков и  активных общественных деятелей мы присутствуем как бы при миттельшпиле сложной шахматной партии, в  котором гроссмейстеры производят трудно улавливаемые любителями маневры с  фигурами, значение которых станет понятным лишь при переходе партии в  окончание. Ясно только, что такие направленные на  укрепление президентской власти ходы, как расправа с  НТВ или взятие под  контроль “Газпрома”, сильно укрепляют позиции президентской власти. В  то же время сохраняющаяся разнородность правительственной команды и  промедление со структурными и  кадровыми преобразованиями в  исполнительной власти остаются слабым местом в  выстраиваемой президентом системе, способной преодолеть сопротивление надвигающимся реформам.

Реформам нужен “подогреф”.

Середина первого года нового века была отмечена повышенной активностью исполнительной власти и  интенсивной, даже авральной работой уходящей на  каникулы Думы по  принятию законов, необходимых для реформирования как экономической, так и  других сфер жизни общества.

Отвлекаясь от сложных перипетий проведения этих законов через пусть и  достаточно послушный и  управляемый, но  все же подчас и  строптивый законодательный орган, мы коснемся лишь той общественной атмосферы, в  которой эти реформы осуществляются  — степени осведомленности о  каждой из  реформ, связанных с  не  ожиданий и  представлений о  темпах ее осуществления. Полученные в  опросах данные на  это счет удобно представить в  виде следующей таблицы:

Отношение к  реформам в  различных сферах

(в % к  числу опрошенных 1600  респондентов, данные разных исследований типа экспресс, проведенных в течение лета-2001)

 

Ничего не слышал

Хоро-шие ожи-дания

Плохие ожида-

ния

Ни хорошие, ни плохие

Рефор-ма

Идет

Очень

Актив-но

Идет посте-пенно

Идет с трудом, или стоит

Административная

26

19

15

30

1

12

40

Судебная

17

31

10

32

2

20

42

Налоговая

15

10

19

14

11

17

47

Образования

12

36

14

32

6

25

43

Военная

11

34

11

38

2

20

51

Пенсионная

8

42

17

24

5

32

40

ЖКХ

8

20

47

20

12

20

44

Как явствует из  таблицы, население довольно хорошо осведомлено о  реформах (хуже всего об  административной, “антибюрократической”) и  в  значительной своей части связывает с  ними положительные перемены (как сказано в  вопросе, “для себя и  своей семьи”). Исключением является реформа ЖКХ, в  отношении которой почти у  половины опрошенных существуют мрачные ожидания. Любопытно, что 12 % полагают, что она идет чрезвычайно активно, хотя она еще не  запущена, а лишь обсуждается. Напротив, наиболее радужные надежды относятся к  пенсионной реформе, которой (как и  налоговой) приписываются довольно высокие темпы осуществления. Наиболее “застоявшейся” реформой выглядит военная, от которой, правда, и  наименьшее число людей ждет чего-либо хорошего или плохого лично для себя и  своих близких. Что касается судебной реформы, то наибольшую заинтересованность в  ней и  веру в  благотворность ее результатов при детальном анализе обнаруживают зажиточные группы и  слои общества с  умеренно центристскими (“Отечество”) взглядами. Они же склонны отмечать медленные темпы этой реформы.

Отдельно коснемся отношения россиян к  экономическим реформам в  их совокупности. Половина опрашиваемых нами людей полагают, что, если Путин будет более решительно проводить в  жизнь радикальные экономические реформы, уровень доверия к  нему повысится, хотя при этом только трое из  десяти ждут от них выигрыша для себя и  своих семей и  еще 28 % не  ожидают ни  хорошего, ни  плохого. Правда, только 20 % считают, что доверие Путину способно выдержать даже реформы, требующие дальнейшего “затягивания поясов” (больше всего таких высказываний исходит от совсем молодых людей из  числа сторонников Жириновского), или не  обеспечивающие повышение благосостояния граждан в  самое ближайшее время; 72-74 % опрошенных полагают, что в  этом случае доверие станет снижаться.

Таким образом, сохранение или даже повышение жизненного уровня выглядит непременным условием удержания высокого уровня рейтинга В. Путина. В  этой связи наиболее уязвимым местом становится жилищно-коммунальная реформа, предполагающая повышение в  2,5  раза оплаты жилья и  коммунальных услуг. К  приведенным выше табличным данным можно добавить, что положительно к  реформе относятся 23 % респондентов, отрицательно  — 56 % (31 % резко отрицательно). За  повышение коммунальных расходов в  2,5  раза и  систему адресных дотаций высказываются всего 16 %; без введения адресных дотаций — 44%. Формулируя свои главные претензии к  реформе ЖКХ, большинство людей (38 %) заявляют только о  своем несогласии ежемесячно платить в  два с  половиной раза больше, хотя только 19 % говорят о  том, что платить не  станут и  даже примут участие в  акциях протеста против повышения тарифов (12 %); 62 % против повышения, но  обещают вести себя законопослушно. Четверть опрошенных отвергают реформу на  том основании, что “государство в  очередной раз обманет и  заберет себе больше, чем вернет”. Самую большую решимость не  платить и  протестовать проявляют плохо люди с низким уровнем доходов в  возрасте 50-59  лет, москвичи, а также сторонники Явлинского и  Жириновского.

Другой острой проблемой, способной активизировать протестные настроения в  стране, является вопрос о  земельной собственности. Бойкотируя принятие нового Земельного кодекса, левые фракции Думы рассчитывали опереться на  широко распространенное в  народе негативное отношение к  крупной частной собственности на  землю (63 % против) и, особенно, к  тому, чтобы равные с  гражданами России права на  землю имели иностранцы (против 86 %). Однако, примечательно, что демарш коммунистов и  аграриев в  Думе встретил одобрение только 6 % опрошенных (23 % возмущены, 13 % обеспокоены, 12 % позабавились, 15 % не  испытали никаких чувств).

Наконец, необходимо сказать несколько слов об  отношении населения к  новому КЗОТу, предусматривающему большую свободу рук предпринимателей в  плане увольнения работников, удлинения рабочего времени и т.п. Что поразительно, так это то, что граждане России наименее информированы именно о  трудовом законодательстве (40 % ничего не  слышали о  новом кодексе) и, следовательно, проявляют к  нему наименьший интерес. Из  тех, кто знают содержание нового КЗОТа, только 10 % выступали за  его принятие на  том основании, что он отвечает новым экономическим реалиям, а 41 % высказывались против. Чаще всего противниками нового КЗОТа являются лица с  высшим образованием из  электората Явлинского.

Рейтинг глав государства и  правительства.

В  том, что касается общих оценок положения в  стране, из  глубин народного сознания социологам доносятся довольно противоречивые сигналы. С  одной стороны, в  последние два месяца впервые за  все время выровнялись в  положительную сторону показатели в  ответе на  вопрос, куда нас ведут события  — в  правильном направлении или в  тупик. Тот и  другой ответ в  июне дали по  41 % опрошенных, а в  июле это соотношение было 37 % / 42 % по  сравнению с  майским 34% / 46% . С  другой стороны, лишь 28 % заявляют, что они удовлетворены нынешним экономическим курсом руководства страны, а 64 % высказываются противоположным образом. (В июне тех и  других было 33 % и  61 %, а в  мае  — 35% и  57 %, т.е. удовлетворенность экономическим курсом постепенно снижается). И  уж вовсе катастрофически выглядят оценки того, что происходит в  стране в  сфере морали и  нравственности: удовлетворение высказывают 14 % и  неудовлетворение 79 % (по сравнению с  19 % и  72 % в  мае). Трудно сказать, чем вызвано такое внушительное падение положительных эмоций и носит ли оно временный и  случайный характер или представляет собой тенденцию (тренд). Точно также, тем, что в  целом происходит сейчас в  стране, удовлетворены 28 % и  не  удовлетворены 64 %, а в  мае изменения положения дел в  стране удовлетворяли 34 % и  не  удовлетворяли 60 % опрашиваемых.

Из  вышесказанного вытекает, что одобрение населением действий руководства связано не  столько с  текущей ситуацией, сколько все еще с  надеждами на  будущее. Одобряется не  столько реальное положение, сколько некое направление движения. И  даже не  столько в  экономическом плане, сколько в  неопределенном “вообще”, ибо выше мы видели, что удовлетворение экономическим курсом руководства высказывает чуть больше четверти опрошенных, а деятельность правительства одобряют 40 %, не  говоря уж о  главе правительства М. Касьянове, деятельность которого одобряют 48 %, что представляет собой пик, не  достигавшийся с  июня 2000  года. Впрочем, и  неодобрение его деятельности с  тех пор выросло с  25 % до 35 %, и  это означает, что большинство людей, ранее затруднявшихся дать свои оценки премьеру, в  конце концов пришли к  отрицательным заключениям.

Что касается рейтинга В. Путина, то за  последние месяцы он демонстрировал колебательные движения на  высоком уровне, как по  показателям доверия ( 39 % в  апреле, 47 % в  июне, 41 % в  июле), так и  по  электоральным показателям (в апреле 40 %, в  июне 44 %, в  июле 41 %). Одобрение же деятельности Путина все время колеблется вокруг 70 % при, примерно, 20 % неодобрения. Из  всего массива социологических наблюдений “путинской эпохи” с  достаточной определенностью явствует, что на  самом деле у  В. Путина имеется в  стране 35 % твердо поддерживающих его людей (25 % в  их числе  — “беззаветно преданные”), 15 – 20 %, наоборот, не  доверяют президенту и  не  одобряют его работу; остальная почти половина населения пребывает, в  смысле своих политических пристрастий и  решений, своих предпочтений и  чувств, в  своего рода “желеобразном” состоянии, и  в  этой части общества происходят колебательные движения рейтинга под  влиянием достаточно неопределенных и  сиюминутных факторов. Здесь на  данный момент преобладают по  отношению к  В. Путину положительные эмоции, но  никто не  может поручиться за  их устойчивость. Именно в  этой половине народа наряду с  одобрением деятельности президента широко распространено и  мнение, что “население России уже устало ждать от В. Путина каких-то положительных сдвигов в  нашей жизни?”,  — согласны с  таким суждением 47 % опрашиваемых, и  этот уровень держится, начиная с  августа 2000  года.

Пока еще рейтинг Путина остается “рейтингом надежд”. И  хотя за  последние месяцы несколько снизился уровень “экономических” ожиданий  — на  три пункта стало меньше людей, полагающих, что Путин сможет вывести страну из  кризиса (63 %), и  на  4  пункта меньше тех, кто думают, что ему удастся повысить уровень жизни (59 %), эти подвижки носят колебательный характер и  по  масштабам своим не  велики. К  тому же они вполне компенсируются снижением связанных с  Путиным беспокойств, носящим вполне трендовый характер: беспокойство тем, что Путин связан с  “семьей” понижалось с  51 % в  январе 2000  года, до 48 % в  октябре, 37 % в  апреле 2001  года и  32 % сегодня (28 % по  прежнему убеждены, что Путин находится под  влиянием бывшего окружения Ельцина, а 22 % — что он на  него опирается); беспокойство относительно того, что он может испортить отношения с  мировым сообществом, за  последние два месяцы упало с  36 % до 32 %. Единственным сильно беспокоящим общество обстоятельством продолжает быть то, что Путин не  сможет решить чеченскую проблему, но  и  здесь по  сравнению с  октябрем 2000  года произошло смягчение беспокойства с  80 % до 73 % (не беспокоящихся стало 23 % вместо 17 %). Правда, и  надежды на  то, что Путин сможет добиться решения чеченской проблемы, постепенно идут на  убыль. Изменения в  соотношении “сможет / не  сможет” выглядят следующим образом: 67 / 28  в  июне 2000  года; 61 / 32  в  октябре; 54 / 39  в  июне 2001  года. В  июле только 3  человека из  каждых 10  опрошенных сочли, что Путин более или менее успешно справляется с  проблемами разгрома боевиков в  Чечне, 6  же человек дали отрицательный ответ. (Кстати, соответствующие оценки действий российских войск в  Чечне более благоприятны  — 46 % считают их успешными и  43 % безуспешными. В  этих “ножницах” между оценками чеченских достижений президента и  армии коренится опасная для Путина возможность попадания во все большую зависимость от военных).

Чеченская проблема.

Как видим, война в  Чечне продолжает оставаться одной из  острейших проблем, хотя и  пребывает на  периферии сознания общества, не  становясь, как во время первой войны, острым пунктом вменения властям. То, что не  было позволено “Юпитеру” — Ельцину, то оказалось позволено “быку”. Только 14 % указывают на  эту “странную войну” как на  свою основную претензию к  деятельности правительства. Правда, продолжает расти число выступающих за  переговоры. В  мае оно увеличилось на  4  пункта и  достигло рекордной величины в  58 %, но  в  июле снова снизилось до 53 %. За  продолжение военных действий высказывается устойчивое меньшинство  — 33 %  — 36 %, а в  случае больших потерь  — 24 % — 27 % (наиболее настроены на  продолжение войны благополучные граждане из  электоратов “Единства”, СПС и  ЛДПР, а за  мирные переговоры чаще выступают москвичи и  сельские жители, пожилые люди из  электората КПРФ и, как ни  странно, те, кто голосуют не  за  ЛДПР, а именно за  Жириновского). Но  особенно важно, что общество в  своем большинстве (63 %) осознает, что следствием этой войны является ослабление моральных устоев общества и  расползание насилия, и  лишь 24 % опрошенных утверждают, что происходящее в  Чечне способствует укреплению боевого духа армии и  всего народа. (Чубайс, с  его высказываниями в  начале войны о  ее “духоподъемных” свойствах, явно промахнулся).

О  крайнем ожесточении по  отношению к  чеченским боевикам говорит тот факт, что в  случае, если они не  сложат оружие и  будут пойманы федеральными силами, расстреливать их без суда и  следствия предлагают 35 % респондентов и  еще 33 % считают, что их надо приговорить к  смертной казни по  суду (вообще за  существование в  России смертной казни за  тяжкие уголовные преступления высказываются 72 %). Если же произойдет добровольная сдача боевиками оружия, число одобряющих расстрел на  месте снижается до 15 % и  смертный приговор суда  — до 26 %. Выходит, что в  сумме смертную казнь для боевиков даже в  случае добровольной сдачи ими оружия приветствуют две пятых жителей страны. Страшная месть!

Подобное же ожесточение распространяется и  на  мирных жителей Чечни, ибо 55 % опрошенных полагают, что проводимые военными “зачистки” в  различных населенных пунктах являются необходимой и  оправданной мерой, и  лишь 24 % оценивают их как бессмысленные и  бесчеловечные в  отношении мирного населения Чечни.

Главные источники внутренней опасности.

Впрочем, Чечня далеко не  единственный и, может быть, даже не  главный источник чувств напряженности, беспокойства и  страха, которые испытывают жители России. В  ответах на  вопрос “Чувствуете ли вы себя в  безопасности в  том районе города (поселке, селе), где вы живете?” отрицательно высказались 59 % и  лишь 37 % дали положительный ответ. Тот же вопрос относительно России в  целом дал соответственно 65 % и  25 %. Вопрос задавался в  определенной связке с  вопросами о  работе милиции, неудовлетворенность деятельностью которой по  месту проживания выразили 63 % (удовлетворенность  — 28 %) и  для России в  целом 67 % (20 %). Когда-то, будучи министром МВД, А. Куликов заявлял, что “объективную оценку работе милиции может дать только население… Если только 20 % населения довольны нашей милицией  — это очень плохо, 50 %  — уже хорошо”. Как видим, пока население ставит милиции плохую оценку, и  проводящиеся сегодня реформы органов внутренних дел ставят своей целью вернуть милиции доверие людей.

Отметим также, что около 60-65 % россиян, живущих с  ощущением опасности, только 42 % указывают на  то, что в  последние 2 — 3  года они пострадали от ущемления их прав и  интересов, и  указали источник ущемления. По  11 % случаев пришлось на  руководителей предприятий, непосредственных начальников на  работе и  работников торговли, сферы обслуживания и  жилищно-коммунального хозяйства. Сразу за  этими источниками несправедливости и  недовольства идут местная власть и  милиция (по 10 %). От хулиганов и  преступников страдает меньшее, чем от милиции, число жителей России  — 7 %, столько же, сколько от работников здравоохранения.

Картина внешнего мира.

Середина нынешнего полугодия была временем повышенной внешнеполитической активности на  всех направлениях. Поездка Путина в  Китай, его встреча с  Бушем, проведение саммита СНГ и  встреча “шанхайской пятерки”, на  глазах превратившейся в  шестерку, наконец, участие Путина во встрече “восьмерки” в  Генуе  — все эти события знаменовали собой попытки поиска Россией своего места в  меняющемся мире, выработки тактики и  стратегии внешнеполитического поведения с  учетом изменившегося баланса сил. Учитывать приходится не  только объективные обстоятельства, но  и  бытующие в  обществе представления и  настроения, которые, конечно же, отчасти формируются под  воздействием государственной политики, но  и  сами по  принципу обратной связи на  нее влияют.

Главное, что выявляется в  опросах  — это абсолютная неготовность российских граждан снизить свои претензии на  выдающуюся роль в  международных делах и  смириться с  положением державы второго эшелона или, тем более, с  полным отказом от внешнеполитических амбиций и  сосредоточением на  решении внутренних проблем. С  последним курсом готовы согласиться всего 16 %, а с  помещением в  один ряд с  Бразилией, Южной Кореей и т.п.  — 12 %. Зато 31 % считают, что основной целью внешней политики должно стать возвращение стране статуса супердержавы, какой был у  СССР, и  еще 23 % видят цель в  том, чтобы страна вошла в  первую пятерку наиболее развитых стран мира. Членство в  “большой восьмерке” считают важным для России 67 % респондентов, не  важным  — только 17 %. И  примечательно, что конфронтационную задачу “стать лидером широкого блока государств, противостоящих глобальным претензиям США” поддерживают всего 5 % (чаще всего молодые провинциальные “отморозки”, голосующие против всех теперешних политиков).

И  все же, ощущение существования у  России враждебного окружения не  покидает россиян. Две трети опрошенных видят в нашем окружении страны, могущие стать возможными противниками России в  будущих военных конфликтах, а также те, кто могут стать в  таких конфликтах союзниками нашей страны. Только 16 % жителей России не  предвидят возможности таких конфликтов и  не  усматривают противника ни  в  одной из  стран. Группу стран  — вероятных противников с  большим отрывом возглавляет Афганистан (талибы; 45 %). Затем следуют страны Балтии (вот уж грозный агрессор, названный 20 % опрошенных!), арабские страны (18 %) и  США (19 %, но  5 % упоминают их и  как вероятного союзника).

Поразительной двойственностью отличается отношение российских граждан к Китаю. С  одной стороны, почти половина людей видят в  Китае или будущего союзника (31 %) или даже друга (15 %) и  только 16 % усматривают в  нем опасного соседа, а 3 % даже потенциального врага (21 % отвечают “ни союзник, ни  противник”). С  другой стороны, только 24 % находят полезным широкое участие китайских фирм и  работников в  освоении богатств Сибири и  Дальнего Востока, а 56 % полагают, что это опасно для России. Как тут не  вспомнить про  дружбу и  табачок?

Как бы то ни  было, но  именно на  фоне таких достаточно разноречивых взглядов россиян на  внешний мир приходится Путину выстраивать свой внешнеполитический курс, и  надо сказать, делает это он, по  мнению соотечественников, достаточно успешно. Во всяком случае, это единственный аспект его деятельности, получающий неизменно положительный баланс оценок: 62 % отмечают успешность его действий по  укреплению международных позиций России, 27 % считают их мало успешными. Правда, только четверть респондентов относит внешнеполитическую деятельность к  числу приоритетных направлений политики властей (46 % считают таковыми действия по  повышению зарплат и  пенсий) и  потому только 17 % ставят внешнюю политику на  первое место в  перечне главных достижений президента.

Партийное строительство.

Следовательно, различные взгляды на  международное положение России и  на  ее внешнеполитический курс  — это не  единственное и, разумеется, не  главное, что разводит людей по  разным избирательным когортам. Этот процесс носит гораздо более сложный характер и  на  сегодняшний день характеризуется тем, что даже среди тех, кто не  собираются голосовать за  Путина или “Единство”, число одобряющих его деятельность больше числа высказывающих неодобрение. Даже в  наиболее “оппозиционном” электорате КПРФ соотношение одобрения / неодобрения выглядит как 64 % / 29 %. СПС в  этом плане являет собой полнейший филиал “партии власти” (86 % / 9 %), опережая даже как бы пытающееся объединиться с  “Единством” “Отечество” (77 %/ 18 %). Даже среди тех, кто выражают свои симпатии открыто вступившему в  острую конфронтацию с  Путиным Б. Березовскому (таких в  стране 9 %; в  основном это люди из  электората ЛДПР, но  в  последнее время наблюдается и  приток из  “яблоневого сада”), больше половины отдали бы свои голоса Путину на  условных выборах “в ближайшее воскресенье”. Все это говорит о  том, что в  стране в  данный момент, по  существу, нет организованной оппозиции, опирающейся на  сплоченную электоральную базу, и  лидеров, способных таковую возглавить.

Результатом такого положения является то, что все большее число людей заявляют, что у  них нет симпатий ни  к  одной из  политических сил (32 % в  июне 2000  года; 36 % в  ноябре 2000  года; 39 % в  марте 2001  года; 41 % в  июле 2001). И  наибольшие потери в  этой связи несут “демократы” (25 % симпатизирующих в  апреле 2000; 17 % в  ноябре 2000; 16 % в  марте 2001; 12% в  июне 2001). Примечательно, что решающий спад симпатий к  “демократам” произошел именно тогда, когда состоялись важные объединительные мероприятия  — съезд “правых сил”, а затем и  совещание всех демократических партий. Похоже, что эти объединительные усилия нимало не  впечатлили значительную часть ранее сочувствовавших “демократам”. Убыль больше коснулась молодых людей (до 25  лет) с  высшим образованием, принадлежавших к  электоратам как “Яблока”, так и  СПС. В  результате произошло сокращение электорального потенциала этих партий: “Яблока”  — с  9 % в  январе, 10 % в  мае до 6 % в  июле; СПС  — с  11 % в  январе и  мае до 8 % в  июле (в % от числа собирающихся голосовать и  определившихся в  своих предпочтениях). Зато все это время продолжала набирать очки партия Жириновского  — 6 % в  январе, 7 % в  мае, 8 % в  июне (в июле произошел спад на  уровень 5 %).

Объединительные попытки мало что меняют в  положении “Единства” и  “Отечества”. Данные опросов показали, что за  “Единство” могло бы “определенно” проголосовать 17 % избирателей (и еще 18 % при определенных условиях; на  выборах “в ближайшее воскресенье”  — 15 %). За  “Отечество” могут “определенно” проголосовать 8 % (условно 20 %; “в ближайшее воскресенье”  — 3 %). За  блок же этих партий “определенно” голосуют всего 8 % (и 21 % условно; на  выборах “в ближайшее воскресенье”  — 18 %). Анализ показывает, что пятая часть в  потенциальном электорате “Единства” и  28 % в  электорате “Отечества” отвергают их полное слияние.

 

***

Заключая этот маленький обзор общественных настроений в  конце полуторогодового пребывания у  власти В. Путина, можно констатировать, что его правление протекало в  условиях чрезвычайно благоприятного, с  точки зрения народной поддержки, климата (или погоды). Экзамен выстроенной им “вертикали власти” переносится на  осень или даже на  следующий год, когда начнут претворяться в  жизнь реформы, затрагивающие материальные интересы и  широких масс, и  влиятельных финансово-экономических групп и  лиц. Вряд ли это может вылиться в  широкое оппозиционное движение, но  та часть общества (15  — 20 %), которая уже сегодня отказывает президенту в  доверии и  не  одобряет его работу, способна активизироваться и  вовлечься в  локальные вспышки недовольства, скорее всего с  левацким уклоном, но  и  с  появлением новых вождей с  криминальным оттенком, “настоящих буйных”, умеющих завоевывать симпатии наших людей и  вести их за  собой (Клементьев, Быков  — характерные представители такого типа лидеров). Трудно сомневаться в  том, что подобные “бунташные” проявления меньшинства не  смогут поколебать к  концу первого президентского срока электоральный потенциал Путина, достаточный для победы над любым соперником, тем более что на  умеренном политическом горизонте пока не  просматривается новых деятелей, способных предложить публике какие-либо соблазнительные альтернативы путинскому курсу на  поддержание “национального достоинства”, совпадающему с  сокровенными чаяниями большинства народа. (Как выразился один влиятельный американский политсоветник: “Предвзятость в  России по  отношению к  богатой Америке  — это как внутренний демон, который сидит в  русской душе”). На  сегодняшний день ближайший к  Путину претендент на  президентский пост Г. Зюганов проигрывает ему 30  пунктов, в  том числе и  в  традиционных для сторонников последнего возрастных группах (старше 50  лет). Едва ли можно ожидать появления конкурентоспособной фигуры и  на  правом фланге политического фронта (думается, что Чубайса с  Немцовым, ждут в  этом смысле, большие разочарования). Даже минимальный электоральный потенциал верных приверженцев В. Путина (25  — 30 %) будет достаточным для успеха на  предстоящих выборах.

Так что серьезного сопротивления продлению президентского срока можно ожидать не  от многочисленных избирательных когорт и  четко очерченных социальных групп, а скорее от могущественных элитарных клик, от “олигархов”, даже многих из  тех, кто сегодня находятся в  “приближенном ко  двору” состоянии и  проявляют полную лояльность президенту. Похоже, что, в  этом смысле, Путина ждут не  самые легкие три года, но  лишь пройдя через эти испытания, он сможет утвердиться на  еще один или даже два уже более надежных президентских срока.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):