Пресс-выпуски

О роли бизнесменов и бизнеса в России

С 19 по 29 августа 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) был проведен репрезентативный опрос 1880 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Ответы на вопросы этого исследования приводятся в процентах. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИДЕТ СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД РОССИИ?

 

2003

2004

2005

определенно на пользу/ скорее на пользу

45

41

39

скорее во вред / определенно во вред

38

44

49

затруднились ответить

17

15

12

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО И МАЛОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ИДЕТ СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД РОССИИ?

 

2003

2005

определенно на пользу /скорее на пользу

63

62

скорее во вред/ определенно во вред

25

24

затруднились ответить

12

14

НЕДАВНО ВНОВЬ ОПУБЛИКОВАНЫ СПИСКИ САМЫХ БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ МИРА. В ИХ ЧИСЛЕ НЕСКОЛЬКО ФАМИЛИЙ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОЯВЛЕНИЮ ТАКИХ СВЕРХБОГАТЫХ ЛЮДЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ?

  

2003

в целом положительное

/отрицательное

отношение

2005

в целом положительное

/отрицательное

отношение

с гордостью

2

8%

3

9%

с удовлетворением

6

6

с раздражением

21

51%

20

45%

с возмущением, ненавистью

30

25

спокойно, без особых чувств

37

43

затруднились ответить

3

2

39% опрошенных в 2005 году полагают, что деятельность крупных российских предпринимателей приносит пользу стране, 49% убеждены, что вред. Данные оценки во многом определяются социально-демографическими характеристиками опрошенных. Так, позитивное отношение к развитию крупного бизнеса выражают самые социально-мобильные группы — респонденты наиболее молодых возрастных групп — 18-24 и 25-39 лет, жители крупных российских городов, люди, относящие себя к верхней и средней части среднего слоя.
В тоже время появление в России «сверхбогатых людей» вызывает у россиян нейтральное (43%), либо негативное отношение (45%). Позитивные эмоции – гордость и удовлетворение испытывают только 9%. Однако за последние два года отношение к олигархам стало более спокойным и сдержанным и опять-таки оно во многом определяется социальным статусом опрошенных.
В отличие от крупного бизнеса, малый и средний российский бизнес, с деятельностью которого люди соприкасаются в своей повседневной жизни гораздо чаще, и богатство представителей которого не так обозримо, пользуется значительно более высокой репутацией, и его полезность для России признается существенно большим числом людей. Так, средний и малый бизнес признают полезным почти две трети опрошенных (62%),тогда как вредным – 24%.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):