Пресс-выпуски

А.Голов: Что хотелось бы воспитать в детях: изменения за 6 лет

10-14 июня 2006 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичного опроса, проведенного в мае 2000 года. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

Был составлен список качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях. Респондентам было предложено назвать три из них, которые кажутся им самыми важными.

Россияне проявили большую заинтересованность в воспитании детей, и назвали в среднем в 2000 году 3,36 качества, а в 2006 еще больше — 3,64. На первом месте для россиян было и остается воспитание в детях умения добиваться своих целей. Шесть лет назад его считали одним из трех самых важных качеств 43% россиян, сейчас — 49%. На втором месте сейчас – воспитание чувства ответственности (40%), на третьем – умения постоять за себя (37%), на четвертом – добросовестности в работе (33%).

Шесть лет назад расстановка приоритетов была несколько иной. В «первую четверку» не вошли тогда умение постоять за себя (в 2000 году — 32%) и добросовестность в работе (30%). Предпочтение было отдано другим качествам. Почетное второе место (40%) занимали хорошие манеры и умение вести себя в обществе (сейчас – на шестом месте, 31%). А на четвертом месте (35%) было умение общаться с людьми (сейчас – на пятом месте, 32%).

Самое заметное изменение – в обесценивании хороших манер, умения вести себя в обществе. Оценка этого качества, согласно полученным данным, зависит от социального статуса. Чем он выше, тем большее значение придается хорошим манерам. В низшем социальном слое 24% считают это качество одним из самых важных в воспитании детей, в среднем слое, в его «нижней части» — 30%, в «средней части» — 32%, в «верхней части» — 38%. Таким же образом сведено социальным статусом и ценность умения общаться с людьми: 28-29-34-48%. Налицо обесценивание хороших манер, симптом ослабления ориентации детей на социальный рост, по крайней мере, на качества, важные при высоком социальном статусе.

А усилилась ценность профессионального роста. Заметно больше стали цениться стремление к знаниям (2000 год – 22%, 2006 – 29%), стремление к успеху (14% — 20%).

           

2000

2006

Разница

Умение добиваться своих целей

43

49

5

Чувство ответственности

37

40

4

Умение постоять за себя

32

37

5

Добросовестность в работе

30

33

3

Умение общаться с людьми

35

32

-3

Хорошие манеры и умение вести себя в обществе

40

31

-10

Стремление к знаниям

22

29

7

Терпимость и уважение к окружающим

24

26

3

Стремление к успеху

14

20

6

Независимость

16

16

0

Верность и преданность

11

14

3

Вера в Бога

7

12

5

Послушание

5

10

5

Бережливость

7

9

2

Воображение

2

3

1

Другое

1

2

1

Затруднились ответить

2

2

1

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):