Публикации в прессе

Лев Гудков – о разочарованных в «Единой России»

Накануне акций протеста против фальсификации выборов-2011 Аналитический центр Юрия Левады опубликовал на своем сайте данные предвыборных опросов, проведенных 25-28 ноября. В соответствии с российским законодательством, социологи не могли обнародовать эти данные в последнюю неделю перед выборами. А между тем, именно в это время сильно изменились настроения российских избирателей.

Только 31% опрошенных Левада-центром полагают, что «Единая Россия» является самостоятельной политической силой. 52% уверены, что эта партия – лишь инструмент в руках Владимира Путина и его окружения. По сравнению с ноябрем 2007 года эта цифра выросла на 14 процентов. По просьбе Радио Свобода данные опроса комментирует директор Центра Лев Гудков:

– Последний опрос показал чрезвычайно любопытную тенденцию – очень быструю мобилизацию протестных настроений, прежде всего, конечно, в крупных городах. Это касается, например, прежде пассивной среды либералов, в которой не знали, за кого голосовать. Дело в том, что партии демократического фланга явно не набирали необходимого числа голосов, чтобы пройти семипроцентный барьер – поэтому буквально до последних недель эти избиратели находились в состоянии растерянности, отчуждения. Но в последние недели эти избиратели приняли решение голосовать за партии, с которыми они, в принципе, политически или идеологически не согласны – из духа противоречия, чтобы отнять голоса у «Единой России». Ожидание больших фальсификаций и раздражение против «Единой России» резко увеличило число готовых голосовать за «Справедливую Россию», которая поднялась буквально вдвое за последние дней 15-20 до выборов.

Рост поддержки коммунистов тоже шел за счет тех, кто идеологически не разделяет их взгляды, но рационально рассчитал, что, поддержав эту партию, удастся снизить уровень поддержки «Единой России». Думаю, что около трети голосов, полученных КПРФ на этих выборах, явно приходятся на протестный электорат, присоединившийся к коммунистам в последнюю неделю.

При этом полагаю, что уровень фальсификаций был обычным — в пределах 5-8%. Но если говорить о тех зонах, где фальсификации, на мой взгляд, были очень большими (оставим в стороне Чечню, Татарстан, Башкирию и другие республики, управляемые традиционно), то очень заметные расхождения между нашими и официальными данными наблюдается в крупных городах. По нашим оценкам, «Единая Россия» вряд ли могла набрать в Москве больше 30%. Примерно такая же картина и в Петербурге. Мы, конечно, это проверим – уже запустили очередной опрос, в результате которого получим данные, как реально проголосовали москвичи.

Раздражение против партии власти, нагло давившей в ходе предвыборной кампании, безусловно, сыграло свою роль в снижении результатов «Единой России». Но есть и более общие причины: падение доверия к руководству страны, растущее недовольство действиями власти, и ощущение тревоги, вызванное сознанием того, что страна окажется опять при авторитарном режиме еще на 12 лет – в положении безнадежной стагнации и деградации, — подчеркивает Лев Гудков.

Почти половина опрошенных, 46%, в ноябре 2011 года полагали, что выборы в Госдуму не будут честными, а пройдут с манипуляциями и подтасовками. Опросы по этой тематике центр проводит по репрезентативной всероссийской выборке среди 1600 человек. Статистическая погрешность – не более 3,4%.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):