Публикации в прессе

Покупки под елку: привычки россиян сохранились и в 21-м веке

Расходы россиян в декабре традиционно вырастут, хотя список их праздничных покупок вряд ли сильно изменится. Многое зависит от места проживания — если жители крупных городов готовы тратиться на поездки и прочие увеселения, то в небольших населенных пунктах по-прежнему верны «Голубому огоньку» и салату «Оливье».

ЗАТРАТНЫЙ ДЕКАБРЬ

Не за горами новогодние и рождественские праздники, а с ними и дополнительные расходы. Эксперты оценивают их по-разному. Так, в Ситибанке полагают, что траты на новогодние покупки представителей среднего класса в 2012 году вырастут не менее чем на 11% (с учетом инфляции, роста доходов и других факторов) к среднемесячным значениям.

Средний уровень расходов в декабре 2012 года превысит 21000 рублей на человека. Для сравнения, в декабре 2011 года аналогичные среднедушевые траты составляли 17000 рублей, а в 2010 году – 13000 рублей, считают авторы исследования.

В предыдущие два года расходы на новогодние праздники несколько росли, наверное, так будет и на этот раз, соглашается социолог «Левада-центра» Наталья Бондаренко. Однако значительного их увеличения опрошенные агентством «Прайм» эксперты не ждут. Реальные доходы населения по итогам 2012 года вырастут предположительно на 3%, и ожидать роста совокупного потребительского спроса можно примерно на таком же уровне, отмечают они.

Многое зависит от настроений – готовы граждане тратить или нет. «Здесь тенденции скорее пессимистичные – в течение года потребительский спрос стагнировал, причем в большей степени это касается второго полугодия. Возможно, что-то подстегнет эти настроения, а, может быть, и нет. По крайней мере, ожидания в области труда и заработков стагнируют, а еще год назад там преобладал оптимизм», — рассуждает Бондаренко.

Предновогодние траты населения в значительной степени зависят от общеэкономической ситуации в стране, подчеркнул руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертизы» Александр Дорофеев. «Текущий год знаменуется ростом зарплат у бюджетников с одной стороны, и сокращением кадров в этих же сферах с другой. В коммерческой сфере рост доходов был скромнее. Таким образом, на рынке труда действуют различные факторы, которые разнонаправлено могут влиять на потребительские настроения в обществе», — отметил он.

В номинальном выражении, с учетом фактора инфляции, 3-процентный рост спроса увеличит объем розничной торговли в декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года примерно на 10-11% (с учетом инфляции 7%), добавил он.

Свой вклад внесет и увеличение объемов выпуска кредитных карт – возможности потребкредитования населения расширятся. По оценке Ситибанка, декабрь остается самым затратным месяцем для владельцев кредитных карт. Много покупок по картам будет совершено в магазинах одежды (11% от всего объема трат по картам), в супермаркетах и продуктовых магазинах (9%), при оплате авиабилетов и бронировании гостиниц (6% и 5% соответственно), отмечено в исследовании.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ДЕД МОРОЗ

При этом новогодние привычки россиян изменяются медленно, и самые популярные категории трат, за редкими исключениями, остаются прежними, указывают в Ситибанке. Эту точку зрения разделяют и эксперты. «Новый год – консервативный праздник. Есть церемония, к которой люди привыкли – она предусматривает покупку определенных продуктов и подарков. Если цены ближе к праздникам вырастут, то именно на эти товары», — отмечает Бондаренко из «Левада-центра».

Новогодние услуги вряд ли подорожают, но ими и так пользуются преимущественно высокодоходные категории граждан. В массе своей люди предпочитают традиционную домашнюю встречу Нового года с друзьями и родными, добавила она.

Даже подарки из года в год покупают одни и те же – в целом по России сладости, конфеты, косметику, шампанское. В крупных городах потребительские предпочтения сдвигаются в сторону косметики и парфюмерии (около 40%), ювелирные украшения (20%), одежды, отмечает эксперт.

К положительным тенденциям она отнесла то, что по сравнению с концом 1990-х годов в последнее время снижается доля тех, кто в новогодние праздники собирается продолжать работу. «Тогда старались адаптироваться к новым реалиям, а сейчас расслабились», — делает вывод Бондаренко.

По мнению Дорофеева из «ФинЭкспертизы», в 2012 году больше, чем годом ранее, купят потребительских товаров, особенно бытовой техники, так как от года к году она становится все более доступной. «Этому способствует и развитие интернет-торговли, объемы которой показывают устойчивый рост, и она еще далеко не исчерпала своего потенциала», — добавил он.

ЛИДЕР ПО ПОТРЕБЛЕНИЮ

Москвичи по-прежнему лидируют в географии распределения покупательной способности населения, приближаясь к европейским странам. По данным Ситибанка, и в течение года, и ближе к новогодним праздникам они по этому показателю на первом месте. Им на пятки наступают петербуржцы, которые в этом году вышли на уровень трат москвичей в 2011 году. Жители других городов-миллионников в 2012 году превысили номинальный уровень потребления москвичей в 2010 году.

Крупные города в регионах движутся по той же траектории что и Москва, но с небольшим временным лагом, согласен Дорофеев. «Когда волна потребкредитования в Москве замедляется, в регионах она продолжает интенсивно накатывать, тем самым временно сближая показатели Москвы и регионов», — отметил он. Однако выравнивание средней зарплаты в регионах и в столице пока не превратилось в устойчивый тренд, добавил эксперт

По ценовому уровню новогоднего отдыха Москва и другие регионы до сих пор не сравнялись, констатирует Бондаренко из «Левада-центра». » В столице все больше людей предпочитают в праздники куда-либо выехать — к родным или знакомым, за рубеж (20%), та же тенденция в других крупных городах», — приводит она в пример.

Напротив, в средних и малых населенных у людей в почете по-прежнему домашнее застолье и последующий отдых также дома. Очевидно, что праздники по-прежнему обходятся москвичам дороже, делает вывод она.

close

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!