Пресс-выпуски

Картина потребительского рынка в ноябре

Потребительские настроения опустились до двухлетнего минимума

Индекс потребительских настроений

76 п.    Ноябрь 2013 года

-3 п. К октябрю 2013 года

Отношение населения к крупным покупкам

89 п.    Ноябрь 2013 года

+5 п. К октябрю 2013 года

Комментарий эксперта

Марина Красильникова Руководитель отдела изучения доходов и потребления исследовательской компании «Левада-центр», Москва; кандидат экономических наук

Ухудшение потребительских настроений продолжается. Особенно значительно усилился пессимизм потребителей при оценках будущего развития событий.  В отличие от оценки текущей ситуации (ИТС), которая в ноябре изменилась мало, Индекс Ожиданий (ИО) за месяц потерял сразу 5%.

Нарастание пессимизма в отношении будущего связано, прежде всего, со значительным снижением ожиданий перспектив личного материального положения семей. Доля опрошенных, надеющихся на то, что материальное положение их семей через год будет лучше, сократилось с 17% в октябре до 11 % в ноябре. Напротив, процент опасающихся ухудшения материального благосостояния вырос с 15% до 20%. Опасения личного плана подкрепляются и ухудшением оценок развития экономики страны в ближайший год. В итоге перспективная составляющая индекса потребительских настроений опустилась до уровня начала лета 2009 года.

Менее значительное снижение индекса текущего состояния объясняется улучшением в ноябре оценок ситуации на потребительском рынке. Но это скорее расчетный эффект – ноябрьских рост показателей целесообразности покупок товаров длительного пользования лишь компенсировал (причем не полностью) октябрьское падение. Кроме того, уже начинает сказываться приближающийся праздничный период покупок, который носит сезонный характер.

В целом ноябрьское снижение потребительских настроений является серьезным предостережением о неблагоприятной динамике потребительских настроении в ближайшем будущем.

Оригинал

close

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!