По мнению 44% россиян, бывший министр обороны Анатолий Сердюков лично причастен к разворовыванию военного имущества, которое расследуется в рамках дела «Оборонсервиса». Но лишь 11% опрошенных верят, что это и другие громкие коррупционные дела будут доведены до суда. Такие данные содержатся в новом социологическом исследовании «Левада-центра».
Согласно опросу, все больше россиян уверены в том, что бывший глава Минобороны лично участвовал в хищениях. Если непосредственно после его снятия с поста главы Минобороны так считало 38% опрошенных, то теперь — 44%. В то, что сам Сердюков непричастен к преступлениям, которые совершали люди из его окружения, верят только 5% (9% — в декабре 2012 года). Тезис, что сам бывший чиновник старался помешать расхищению военных бюджетов и пал жертвой интриг высшего генералитета, разделяют 4 и 5% населения соответственно. В конце 2012-го 7% полагали, что экс-министр пытался воспрепятствовать воровству и 10% — что его убрали из-за козней военных.
Одновременно растет число тех, кто разделяет мнение, что проводившаяся Сердюковым реформа Вооруженных сил усугубляла развал армии, вместо того чтобы укреплять обороноспособность страны. Так считает 29% респондентов (25% — год назад).
Растет и разочарование в решимости Следственного комитета довести антикоррупционную кампанию до логического итога. Если год назад в том, что дело «Рособоронсервиса» и другие громкие расследования хищений из бюджета будут спущены на тормозах, были убеждены 27% участников исследования, то теперь таких 41%. Уменьшается число тех, кто надеется, что накажут хоть кого-то, не говоря уж о высокопоставленных чиновниках, — 33% против 45% в январе 2013 года. И лишь 11% верят, что все эти дела будут доведены до суда (15% — год назад).
Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин указывает, что население в очередной раз убедилось в неспособности следственных органов противостоять коррупции.
— В ноябре-декабре прошлого года под влиянием дела «Оборонсервиса» многие поверили, что в стране начались реальные изменения, однако развитие событий развеяло эти надежды. Вся эта история тянется и тянется, причем фигуранты дела находятся на особом положении, в довольно комфортных условиях. Вместо того чтобы всех подозреваемых изолировать до суда, им предоставлена большая свобода. Та же Евгения Васильева — всего лишь под домашним арестом, — говорит социолог.
Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов понимает разочарование сограждан, но надеется, что затишье в расследовании хищений в Минобороны вызвано следственной необходимостью.
— Я и мои коллеги устали ждать новостей от следствия по делу Сердюкова, — признался он. — Однако полагаем, что для этого имеются объективные причины. При первой возможности в Государственной думе будут заданы вопросы о ходе расследования.
Депутат пояснил, что не может направить запрос о ходе следствия, поскольку это будет вмешательством в него, однако пообещал поднять эту тему во время ближайшего правительственного часа с участием руководства правоохранительных органов.
В тоже время, многие эксперты уверены — россияне просто не могут оценить качество работы Следственного Комитета, так как расследование проходит без огласки. И такая позиция СК совершенно оправданна. Не случайно в последние месяц-два главная фигурантка дела «Оборонсервиса» развернула мощную PR-кампанию в свою защиту и обвинила следствие в давлении, нарушениях и политической подоплеке самого дела. Это может говорить о том, что следователи собрали доказательства вины Васильевой, которых хватит для обвинительного приговора.
Немногословность следствия объясняется и тем, что пока не вынесен приговор есть опасение, что на свидетелей будет оказываться давление. Об этом не раз говорил официальный представитель СК Владимир Маркин.
— Васильева совершила ряд серьезных и уголовно наказуемых шагов, которые занесены в материалы уголовного дела. Речь идет об организации вывоза из Москвы в различные регионы России свидетелей, которые могли бы рассказать о ее противоправной деятельности, — заявлял он в интервью «Известиям».
Анатолий Сердюков занимал пост министра обороны с 2007 по 2012 год. На этом посту он провел ряд реформ, связанных с хозяйственными субъектами военного ведомства. В конце октября прошлого года вокруг одного из предприятий Минобороны — ОАО «Оборонсервис» — разгорелся ряд коррупционных скандалов. 6 ноября 2012 года президент Владимир Путин отправил министра в отставку. Год спустя в ходе расследования хищений в «Оборонсервисе» против экс-министра было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК («Халатность»).
Евгения Васильева является главным фигурантом серии уголовных дел о многомиллиардных хищениях через холдинг «Оборонсервис». Уголовное дело против нее состоит из нескольких эпизодов, расследованных в рамках 29 уголовных дел. В результате в отношении Васильевой завершено расследование 12 эпизодов ее деятельности в Минобороны. Общий ущерб только по этим эпизодам, по оценке следствия, превышает 3 млрд рублей. В большинстве эпизодов, по которым проходит обвиняемой Евгения Васильева, речь идет о продаже по заниженной цене недвижимости или земельных участков, принадлежащих Минобороны.