Публикации в прессе

Смотреть в «ящик»

В свободное время россияне обычно смотрят телевизор, а общественной деятельностью, самообразованием или спортом занимается незначительное меньшинство. Таковы представленные в конце минувшей недели данные опроса «Левада-Центра». Психологи называют это пережитком советского прошлого, когда проявлять активность было принято только по приказу. По данным социологов, потребительский пассивный отдых предпочитают и большинство жителей развитых стран, однако они гораздо чаще россиян ходят в рестораны или кино.

Перед телевизором проводят свободное время более трех четвертей (79%) россиян, гласят результаты опроса «Левада-Центра». Почти две трети опрошенных (61%) в часы досуга также общаются с семьей, более трети (38%) – слушают музыку, почти столько же (36%) – читают книги или прессу. Треть (33%) выезжают на природу – поработать на даче или порыбачить, пятая часть (20%) – сидят в барах или гуляют с компанией во дворах, почти каждый пятый (18%) играет в компьютерные игры.

Активный же отдых – удел меньшинства. Лишь 13% участников опроса сказали, что любят тратить свободные часы, катаясь на велосипеде или на роликах. Только 8% регулярно посещает спортивные залы, еще меньше (4%) играют в командные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол. Сторонников интеллектуального отдыха тоже оказалось немного. Только 9% опрошенных посещают театр, музеи и лишь 6% ходят на курсы, лекции, или самостоятельно обучаются полезным навыкам. Меньше всего оказалось тех, кто готов свободное время работать на благо общества – всего 2% респондентов заявили, что участвуют в деятельности общественных организаций или работают волонтерами. Еще 2% ответили, что у них практически нет свободного времени.

«Есть меньшинства, которые занимаются творческой деятельностью или каким-то особым видом досуга. А есть подавляющая часть людей, чей досуг определяет телевидение», – поясняет «НИ» результаты опроса руководитель социокультурных исследований «Левада-Центра» Алексей Левинсон. Он отметил, что досуг за просмотром телевидения преобладает не только в России, но и в странах Европы и США. Но если там граждане не сильно акцентируют внимание на политической ситуации и смотрят много развлекательных передач, то специфика российского досуга в том, что 96% наших телезрителей смотрят, как правило, три главных государственных канала.

Пассивный отдых – результат советского воспитания, говорит «НИ» социальный психолог и эксперт фонда Политтехнологий Алексей Рощин: «У людей отбили всякое желание как-то объединяться для любых целей. В советской культуре не приветствовалось любое объединение, только если это не было одобрено сверху. Люди заперты в своих маленьких мирках, и телевизор в таком случае является окном в реальный мир».

Жители Европы тоже предпочитают свободное время проводить в четырех стенах. Такие результаты демонстрирует опрос, проведенный Брюссельским маркетинговым центром GfK Ad Hoc Research Worldwide в 2013 году. Исследование выявило во всех странах Европы преобладание домоседов и потребительский отдых. Одним из самых популярных способов отдохнуть оказался «выход в город», например, посещение ресторана. Главные приверженцы этого – голландцы, шведы и британцы. Половина (49%) испанцев заявили, что одно из любимых занятий для них – поход в кино. Обустройству сада/огорода отдали свое предпочтение 56% румын. А больше половины финнов (55%) назвали своим любимым видом досуга спорт.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):