Пресс-выпуски

Декабрьский индекс потребительских настроений

Табл. 1 Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент

 

Дек. 2013

Авг. 2014

Сен. 2014

Окт. 2014

Ноя. 2014

Дек. 2014

Индекс потребительских настроений (ИПН)

102

104

97

96

96

84

Индекс текущего состояния (ИТС)

102

105

96

96

96

88

Индекс ожиданий (ИО)

102

104

97

97

96

81

С точки зрения потребительских настроений нынешний декабрь оказался худшим за всю историю наблюдений (с середины 90-х годов). После осенней неопределенности, когда на протяжении стрех месяцев потребительские настроения не менялись, в декабре индекс потребительских настроений (ИПН) рухнул на 13% (см. Рис. 1 и Табл. 1). Напомним, что традиционно декабрь – это «время покупать». Сезонному декабрьскому всплеску потребительской активности способствуют выплаты дополнительных доходов по итогам года и стремление сделать новогодние подарки родным, близким и себе любимым. В нынешнем декабре вместо хотя бы сезонного роста произошло существенное снижение показателя.

В нынешнем году все те так. Многие журналисты и эксперты говорят об ажиотаже на потребительском рынке, возникшем в результате стремительного обесценения рубля. К сегодняшней ситуации как никогда подходит определение «пир во время чумы». Во-первых, ажиотаж далеко не такой массовый, как бывало в прошлые периоды обесценения валюты (см. 1998 год, 2008 год). Сейчас стремятся «превратить деньги в товар» только наиболее обеспеченные граждане. А напомним, что в нашей стране сбережения есть только у примерно трети семей. Остальные уже сейчас стараются экономить. Во-вторых, этот возросший спрос только-только спасет розничную торговлю от накопившихся запасов и позволит компенсировать накопившиеся с начала года убытки. Поэтому разговоры про то, что «все бросились покупать» очень на руку рознице – еще один способ убедить потребителя оставить деньги в магазине.

В будущее все российские потребители смотрят с давно невиданным пессимизмом. Индекс потребительских настроений сейчас находится на уровне начала 2009 года. Особенно плохо люди оценивают финансовые возможности своих семей как сейчас, так и в ближайший год – как минимум треть домохозяйств говорят о нарастающих материальных трудностях и опасаются дальнейшего ухудшения в ближайший год.

Оценки ситуации на рынке товаров длительного пользования чуть лучше, сейчас они балансируют на грани равенства положительных и отрицательных мнений (как это было весной 2010 года). А еще месяц назад, в ноябре 2014г. баланс был положительный: 28% говорили о том, что сейчас хорошее время для покупок и лишь 16% называли его плохим.

Такая динамика потребительских настроений означает, что в ближайшие месяцы российские семьи будут все более воздерживаться от покупок. И только после разворота отрицательного тренда потребительских настроений можно будет говорить о возможности улучшения ситуации. Пока же ожидания потребителей так же плохи, как они были в кризис 2008 года, и еще не был виден этот «разворот».

Поздравляем с Новым годом и желаем, чтобы он оказался лучше, чем это видится сейчас!

 

Марина Красильникова,

руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра

 

Подробнее об ИПН см. здесь

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):