Опрос проведен 20 – 24 апреля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.
Результаты опроса показывают, что четверо из пяти россиян (79%) считают, что выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или селе, стоит ехать поступать в более крупный город (Москву или региональную столицу). С этим утверждением одинаково соглашаются все группы российского населения. Тема образования и образовательной миграции близка для 58% опрошенных респондентов, так как либо в их семьях, либо в семьях родственников/друзей есть дети в возрасте 16-20 лет. Существенных различий в позициях тех, кого эта тема затрагивает, и тех, кого она не касается, нет. «Глубинка» воспринимается всеми слоями российского общества как бесперспективное место для выпускника школы, из которого стоит уехать, и образовательная миграция может быть одним из путей сделать это.
Посоветуете ли вы выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный город? (например, в Москву или в свой областной центр)?
Конечно, да | Скорее да | Скорее нет | Конечно, нет | Затруднюсь ответить | ||
Всего | 43 | 36 | 10 | 3 | 9 | |
Пол | Мужской | 41 | 36 | 10 | 3 | 10 |
Женский | 44 | 36 | 9 | 2 | 8 | |
Возраст | 18-24 года | 54 | 31 | 6 | 2 | 8 |
25-39 лет | 46 | 36 | 10 | 2 | 6 | |
40-54 года | 42 | 37 | 9 | 3 | 9 | |
55 лет и старше | 37 | 37 | 11 | 4 | 12 | |
Образование | Высшее | 44 | 40 | 9 | 3 | 5 |
Профессиональное | 43 | 35 | 11 | 3 | 8 | |
Среднее и ниже | 41 | 35 | 9 | 2 | 13 | |
Населенный пункт | Москва | 32 | 48 | 11 | 7 | 1 |
Города более 500 тысяч | 43 | 35 | 9 | 4 | 10 | |
Города от 100 до 500 тысяч | 43 | 33 | 14 | 4 | 8 | |
Города до 100 тысяч | 43 | 42 | 6 | 1 | 8 | |
Село | 46 | 32 | 10 | 1 | 12 | |
Наличие в семье или в семьях родственников / друзей детей 16-20 лет | Есть | 43 | 34 | 11 | 2 | 9 |
Нет | 42 | 39 | 7 | 3 | 8 |
Во всех социально-демографических группах примерно одинаковая структура аргументации в пользу переезда через поступление в вуз. В первую очередь образовательная мобильность из небольших городов и сел нужна, по мнению россиян, чтобы «закрепиться» в крупном городе – с этим утверждением согласились 47%, считающих, что выпускнику стоит переехать в более крупный город. Россияне считают, что у молодежи больше перспектив в крупных городах, чем в небольших или на селе. В большей степени с этим согласны жители сел (54%), что отражает желание людей из «глубинки» перебраться в более крупные города. Реже всех такой ответ давали москвичи (39%), что говорит о том, что жители Москвы понимают, что трудно закрепиться в Москве только за счет обучения в вузе, учитывая более высокий уровень конкуренции на рабочем рынке.
Почему бы вы посоветовали выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный город? (% от числа ответивших, что посоветуют выпускнику переехать; не более двух ответов)
Всего | Москва | Города более 500 тыс. | Города от 100 до 500 тыс. | Города до 100 тыс. | Село | |
Это шанс «закрепиться» в большом городе, найти там работу | 47 | 39 | 42 | 48 | 47 | 54 |
В вузах крупных городов более качественное образование | 43 | 45 | 40 | 50 | 43 | 38 |
Это шанс получить высокооплачиваемую работу после окончания вуза | 37 | 22 | 36 | 36 | 41 | 15 |
Учеба в вузе в большом городе — это возможность завести полезные связи и знакомства | 16 | 18 | 14 | 19 | 16 | 15 |
Главное — начать самостоятельную жизнь, вне родительского дома | 11 | 5 | 14 | 10 | 14 | 8 |
Другое | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Затруднились ответить | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Другой важный мотив для переезда – это получение более качественного высшего образования (43%). Представление о низком качестве образования в небольших городах и селах укреплено в сознании россиян. Еще одним аргументом в пользу переезда выпускника школы является ожидание отдачи от высшего образования в виде получения высокооплачиваемой работы по окончании вуза в крупном городе – этот довод привели 37%, согласных с тем, что выпускнику школы стоит переехать. Гораздо реже в качестве причин для образовательной миграции россияне называли возможности обзавестись полезными связями и знакомствами во время учебы (16%) и начать самостоятельную жизнь (11%).
Среди противников миграции выпускников школ преобладает мнение, что качественное образование можно получить и в небольших городах (37%). Еще треть опрошенных сказала, что высшее образование неважно для жизни. Каждый четвертый респондент, считающий, что выпускникам школ не стоит переезжать в крупные города, аргументировали свою позицию тем, что самостоятельная жизнь в большом городе опасна для молодежи. Реже всего в качестве поводов для отказа от переезда называли низкое качество образования в небольших городах и селах, в результате чего выпускник школы не сможет справиться с учебой в вузе в крупном городе (10%), и слабую информированность выпускников провинциальных школ об образовательных возможностях в крупных городах.
Почему бы вы не посоветовали выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный город? (% от числа ответивших, что не посоветуют выпускнику переехать; не более двух ответов)
В небольших городах есть свои вузы или филиалы ведущих вузов страны, которые дают качественное образование | 37 |
Высшее образование не обязательно для жизни, оно не дает никаких преимуществ | 33 |
Молодым людям опасно одним жить в большом городе | 25 |
В небольших городах, на селе нет возможности получить хорошее школьное образование, поэтому их выпускник вряд ли сможет хорошо учиться в вузе большого города. | 10 |
Вряд ли школьник сможет выбрать вуз — в небольших городах и селах мало информации о вузах крупных городов (какие факультеты, как устроено обучение, предоставление льгот, общежития и пр.) | 9 |
Другое | 6 |
Татьяна ЛЫСОВА, социолог Левада-Центра
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.