Россияне стали намного лучше относиться к США и Евросоюзу, выяснили социологи «Левада-центра». Дело в том, что пропагандистский эффект от политики противостояния, изоляционизма и «опоры на собственные силы» заканчивается.
Позитивное отношение россиян к США достигло самого высокого значения со времен аннексии Крыма, свидетельствуют результаты июльского опроса «Левада-центра», с которыми ознакомилась Русская служба Би-би-си. В целом хорошо относятся к США 42% опрошенных, плохо — 40%.
В январе 2014 года 43% отвечали «хорошо» на вопрос «как вы в целом относитесь сейчас к Соединенным Штатам Америки?», 44% относились плохо. В следующий раз социологи задали тот же вопрос в мае — после аннексии Крыма и введения первых санкций против России со стороны США и других западных стран. Тогда о хорошем отношении к США сообщили уже всего 18% россиян, о плохом — 71%.
С тех пор уровень позитивного отношения к США не поднимался выше 30%. Так было до января 2017 года — когда президентом США стал Дональд Трамп. Тогда уже 37% россиян стали хорошо относиться к Штатам.
При этом россияне не очень внимательно следили за последней встречей президентов России и США в Хельсинки. Хорошо осведомлены о встрече двух лидеров 30% опрошенных, «что-то слышали» о ней 53%, а 17% вообще ничего о ней не знают. Кроме того, в основном россияне считают, что эти переговоры не приведут к каким-то существенным изменениям в российско-американских отношениях (53% опрошенных сказали, что отношения останутся прежними).
По словам директора «Левада-центра» Льва Гудкова, результаты нового опроса говорят о том, что россияне устали от политики конфронтации с западными странами, продолжающейся уже несколько лет и оборачивающейся снижением доходов населения. Свою роль здесь также сыграло объявление о готовящейся пенсионной реформе, которая «воспринимается как покушение на благосостояние граждан, на отнятие того, что население считает своим накоплением и обеспечением старости», объясняет Гудков.
«Представление, что руководство страны стремится реализовать свои геополитические цели за счет населения, изымая у него необходимые средства, вызывает массовое чувство возмущения и недовольства. На этом фоне резко меняется представление об эффективности внешнеполитического курса президента и правительства, расходы на войну в Сирии и в Донбассе, на перевооружение армии кажутся уже не столь оправданными и справедливыми, а угрозы со стороны Запада начинают быстро переоцениваться», — говорит Гудков.
Стало лучше и отношение к Евросоюзу — позитивные установки по отношению к нему достигли максимума с марта 2014 года. В целом хорошо к объединению европейских стран сейчас относятся 42% опрошенных, плохо — 38%. С марта 2014 года позитивный настрой россиян колебался между 20 и 40 процентами, но выше не поднимался.
Кроме того, большее число россиян по сравнению с прошлым годом считает, что в отношениях с западными странами России нужно сближение и дальнейшее расширение экономических, политических, культурных связей. В июле этот вариант ответа предпочли 68% респондентов, тогда как за сокращение связей, отношений и отдаление от стран Запада высказался 21%.
Год назад, в марте 2017 года за сближение высказывались меньшее число россиян — 58%, а за отдаление — большее (30%).
По мнению Гудкова, из приводимых данных опросов общественного мнения можно сделать вывод, что пропагандистский эффект от политики противостояния, изоляционизма и «опоры на собственные силы» заканчивается, хотя и не исчез совсем. «Мобилизация такого рода, хотя и выглядит очень масштабно, захватывает лишь поверхностные слои массового сознания. С прекращением пропагандистского давления на общество или с ростом усталости от него прежние ценностные установки россиян постепенно восстанавливаются», — заключает эксперт.