В мировой социологии часто проводят исследования того, как распределено доверие в обществе, кто, кому и в какой степени доверяет. Принято считать, что, если в обществе много доверия, там легко жить, легко торговать, нетрудно управлять. Мы тоже проводим такие исследования, спрашиваем про доверие к почти двум десяткам институций. Люди отнюдь не безразличны, размах оценок от минимума до максимума – более 4 раз.
Начнем с низов. Ниже всех такой институт, как «политические партии». Наиболее частый ответ (почти половина опрошенных) из года в год – партии «не вполне заслуживают доверия». «Вполне заслуживающими доверия» их считает одна пятая опрошенных. А людей, полностью отказывающих им в доверии, – под 30%. Могут спросить: как же тогда наша правящая партия собирает столько голосов, что имеет гарантированное большинство в парламенте? Наши многолетние наблюдения позволяют дать такое объяснение: с самого момента появления «Единой России» в нашей общественной жизни граждане ее не равняли с другими партиями. Ее считали особой организацией, созданной президентом или для поддержки президента. Те, кто был «за Путина», считали, что надо быть и «за Единую Россию». И голосовали за нее даже тогда, когда Алексей Навальный обзывал ее плохими словами и многие их повторяли.
Итак, среди располагающих малым народным доверием – партии. В той же хвостовой части списка и орган, куда мы избираем эти партии, обе его палаты. Из общественных организаций там же обретаются профсоюзы. Нет у трудящихся к ним доверия.
Отрицательный баланс доверия получается у местных властей, но и у центрального правительства тоже. (Известно, что деятельность правительства вызывает достаточно резкое неодобрение в публике. Здесь к неодобрению прибавляется еще и недоверие.) Может и тут родиться вопрос: как же такое правительство, не располагающее ни одобрением, ни доверием, может управлять страной? Ответов два. Во-первых, правительство никак не зависит от того, что думают о нем те, кем оно управляет. А во-вторых, гражданин, которому нечто нужно от правительственного чиновника, ищет возможности установить с ним хоть моментальный, но личный контакт. И этот контакт как раз предполагает наличие доверия: возьмет, сделает и не сдаст. Внизу листа и бизнес. А ведь ему, как сказано, нужна атмосфера доверия. Увы, малому и среднему россияне еще готовы как-то верить, большому бизнесу – нет.
Мы познакомились с нижней частью списка. Теперь посмотрим, кто в топе. С самого 2000 года высшие значения доверия всегда относились к президенту. Казалось, что это основа нашей политической жизни, ее опорная конструкция. Но вот президенту пришлось принять на себя ответственность за так называемые непопулярные меры: за закон об удлинении срока выхода на пенсию. Известно, что реакция общества была очень резкой. В результате президент впервые уступил первое место в рейтинге доверия. Венчает пирамиду теперь армия. Но состав главных доверенных неизменен: президент в окружении армии, ФСБ и церкви. Вот кому доверяет Россия.