Доля россиян, считающих, что конфликт России с Западом из-за Крыма будет спущен на тормозах и отношения вернутся к прежнему уровню, достигла максимума за пять лет. По данным «Левада-центра», так считают 54% опрошенных против 46% год назад. За тот же год с 70 до 65% упала доля респондентов, полагающих, что присоединение Крыма принесло России больше пользы, чем вреда. Число поддерживающих присоединение держится на стабильном уровне в 86%, зато в последние три года с 9 до 17% выросла доля тех, кто считает, что, присоединив Крым, Россия нарушила международные договоренности.
Снижение доли россиян, считающих, что Россия ничего не нарушила, – это устойчивый тренд, поскольку чуть выросла и доля тех, кто озабочен последствиями, акцентом власти на геополитических приоритетах и пренебрежением внутренними проблемами, говорит директор «Левада-центра» Лев Гудков: «А максимум тех, кто считает, что конфликт будет спущен на тормозах, – это надежда, а не реальная оценка. У людей после пенсионной реформы сменились приоритеты: им недостаточно чувства великой державы, они недовольны распределением госсредств и тратами на геополитику. Они понимают, что перспектив решения вопроса Крыма нет, есть понимание тупика и русское авось, что все вернется к тому, что было». В целом же оценка присоединения Крыма не меняется, добавляет социолог: «Пропаганда работает, других точек зрения в общественном мнении нет. Как нет и связи между мнением о последствиях присоединения и возможностями влиять на социальную политику: люди не видят связи между тем, что они одобряют присоединение, и тем, что государство сокращает социальные расходы».
Настроения в отношении Крыма остаются, по сути, стабильными все последние пять лет, отмечает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Это означает, что решение 2014 г. как было, так и остается консенсусным, хотя и издержки тоже вполне рационально осознаются. То есть «крымский консенсус» сохраняется, хотя «крымского эффекта» по отношению к рейтингам власти уже нет». Рост доли считающих, что Россия нарушила договоренности, и увеличение числа тех, кто рассчитывает на нормализацию отношений с Западом, – взаимосвязанные вещи, считает эксперт. По его мнению, кризис международного права налицо и он усиливается: «Все больше вещей в международных отношениях пересматривается если не де-юре, то де-факто. Поэтому нарушение международных норм уже не выглядит из ряда вон выходящим, особенно если кажется, что какие-то нормы или исторические обстоятельства, как с Крымом, сложились до того несправедливо. Представление о том, что в конечном счете все рассосется, тоже опирается на то, что сегодняшний мир вновь стал больше миром «реальной политики» и баланса сил, чем верховенства международного права».