Пресс-выпуски

Гендерные образы

Опрос проведен 21–27 марта 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

Левада-Центр продолжает изучение гендерных установок населения. Представления жителей России об основных качествах мужчин и женщин по-прежнему стереотипно окрашены. «Тройка» характерных мужских качеств включает «трудолюбие» (72%), «ответственность» и «заботливость» (по 40% – каждое из качеств). В отличие от женщин, респонденты для мужчин чаще называли такие качества, как «логика» (24% против 9% соответственно) и «исполнительность» (28% против 13%).

Среди качеств, наиболее свойственных женщинам, респонденты выделяли: «заботливость» (60%), «красоту» (50%) и «верность» (45%). Получается, что единственное качество, в равной мере часто отмечаемое и для мужчин, и для женщин – это «заботливость».

Если представления мужчин о себе в целом совпадают с представлениями о них у противоположного пола [см. Рисунок 2], то образ женщин у самих женщин менее однозначен, чем образ женщин у мужчин. Они значительно чаще мужчин отмечают наличие у женщин традиционно мужских характеристик [см. Рисунок 3]: «трудолюбия» (на 22 п.п.) и «ответственности» (на 12 п.п.), в то время как мужчины чаще предписывают представительницам противоположного пола «красоту» (на 14 п.п.) и «легкомыслие» (на 11 п.п.).

Мужчины же, судя по мнению женщин, преувеличивают свое трудолюбие и логику (79% против 67% и 29% против 19% соответственно). Сами женщины охотнее отмечают у противоположного пола «лень» (18% против 7%), «неразборчивость в связях» (12% против 4%), «неряшливость» (11% против 7%) и «легкомыслие» (14% против 5%).

«Неразборчивость в связях» оказалась в конце списка с возможными качествами для представителей обоих полов. Стоит отметить, что и в рамках других исследований респонденты при ответах респонденты табуируют такое качество, как, например, «сексуальность» (свежий пример – осуждающая реакция на фотографию учительницы в купальнике).

Если обратиться к различиям в гендерных образах у женщин в зависимости от их возраста и уровня образования, то можно увидеть, что женщины с высшим образованием активнее требуют от мужчин «исполнительности», «логики» и «ответственности», в то время как женщины со средним образованием и ниже чаще отмечают в противоположном поле общечеловеческие качества –  «заботливость» и «верность».

От представительниц своего пола высокообразованные жительницы России требуют «ответственности» и «заботливости». По мере взросления женщины в меньшей степени ценят в других женщинах «красоту» и «чистоплотность» (как качества необходимые – с точки зрения большинства – для успешного поиска партнера/ мужа), а в большей – «трудолюбие». Российские женщины активного трудоспособного возраста чаще отвечали, что их полу свойственна «исполнительность» и «творческий склад ума».

Рост значимости «верности» в отношении представителей обоих полов свидетельствует об укреплении (пусть даже декларативно) консервативно-религиозных взглядов на семью и брак, на что указывают и другие данные о негативном отношении к меньшинствам, абортам и пр. Частота выбора «верности» увеличилась с 16% в 2008-2012-м гг. до 31% в 2019-м для мужчин и с 33-36% до 45% для женщин. Жители России стали чаще называть «трудолюбие» и «заботливость» среди списка возможных качеств, что, вероятно, может рассматриваться как демонстрация приверженности стратегии «надеяться только на себя», артикулируемой в опросах в периоды социально-экономической нестабильности (похожие результаты фиксировали в 2002-м году).

Рисунок 1. Распределение мнений о качествах в целом по выборке

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)

фев.02 фев.08 фев.12 мар.19
Трудолюбие 61 51 52 72
Ответственность 38 34 39 40
Заботливость 32 23 23 40
Верность 19 16 16 31
Исполнительность 21 15 20 28
Логика 19 22 23 24
Лень 15 23 21 13
Легкомыслие 11 17 14 10
Неряшливость 9 13 12 9
Творческий склад ума 16 14 10 9
Чистоплотность 10 4 5 9
Неразборчивость в связях 14 16 15 8
Красота 4 3 4 4
Затруднились ответить 6 6 5 2

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ЭТИХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)

фев.02 фев.08 фев.12 мар.19
Заботливость 46 47 44 60
Красота 48 47 46 50
Верность 40 36 33 45
Трудолюбие 41 32 29 41
Чистоплотность 36 31 30 34
Ответственность 21 18 16 22
Легкомыслие 12 16 16 13
Исполнительность 13 13 13 13
Творческий склад ума 7 8 12 12
Логика 6 7 8 9
Лень 3 5 6 3
Неразборчивость в связях 2 3 4 2
Неряшливость 1 2 2 2
Затруднились ответить 4 5 5 2

Рисунок 2. Распределение мнений о качествах мужчин в зависимости от гендерной принадлежности

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ?

Мужчины о мужчинах Женщины о мужчинах
Трудолюбие 79 67
Заботливость 42 39
Верность 33 30
Ответственность 42 39
Красота 5 4
Чистоплотность 10 8
Исполнительность 30 26
Логика 29 19
Легкомыслие 5 14
Творческий склад ума 9 9
Лень 7 18
Неряшливость 7 11
Неразборчивость в связях 4 12

Рисунок 3. Распределение мнений о качествах женщин в зависимости от гендерной принадлежности

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ?

Мужчины о женщинах Женщины о женщинах
Трудолюбие 29 51
Заботливость 58 61
Верность 47 43
Ответственность 16 28
Красота 58 44
Чистоплотность 34 34
Исполнительность 10 16
Логика 7 10
Легкомыслие 19 8
Творческий склад ума 11 13
Лень 4 2
Неряшливость 2 1
Неразборчивость в связях 2 2

Распределение ответов в зависимости от возраста и уровня образования мужчин и женщин доступно в таблице по ссылке.

Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.