Левада-Центр продолжает изучение гендерных установок населения. Представления жителей России об основных качествах мужчин и женщин по-прежнему стереотипно окрашены. «Тройка» характерных мужских качеств включает «трудолюбие» (72%), «ответственность» и «заботливость» (по 40% – каждое из качеств). В отличие от женщин, респонденты для мужчин чаще называли такие качества, как «логика» (24% против 9% соответственно) и «исполнительность» (28% против 13%).
Среди качеств, наиболее свойственных женщинам, респонденты выделяли: «заботливость» (60%), «красоту» (50%) и «верность» (45%). Получается, что единственное качество, в равной мере часто отмечаемое и для мужчин, и для женщин – это «заботливость».
Если представления мужчин о себе в целом совпадают с представлениями о них у противоположного пола [см. Рисунок 2], то образ женщин у самих женщин менее однозначен, чем образ женщин у мужчин. Они значительно чаще мужчин отмечают наличие у женщин традиционно мужских характеристик [см. Рисунок 3]: «трудолюбия» (на 22 п.п.) и «ответственности» (на 12 п.п.), в то время как мужчины чаще предписывают представительницам противоположного пола «красоту» (на 14 п.п.) и «легкомыслие» (на 11 п.п.).
Мужчины же, судя по мнению женщин, преувеличивают свое трудолюбие и логику (79% против 67% и 29% против 19% соответственно). Сами женщины охотнее отмечают у противоположного пола «лень» (18% против 7%), «неразборчивость в связях» (12% против 4%), «неряшливость» (11% против 7%) и «легкомыслие» (14% против 5%).
«Неразборчивость в связях» оказалась в конце списка с возможными качествами для представителей обоих полов. Стоит отметить, что и в рамках других исследований респонденты при ответах респонденты табуируют такое качество, как, например, «сексуальность» (свежий пример – осуждающая реакция на фотографию учительницы в купальнике).
Если обратиться к различиям в гендерных образах у женщин в зависимости от их возраста и уровня образования, то можно увидеть, что женщины с высшим образованием активнее требуют от мужчин «исполнительности», «логики» и «ответственности», в то время как женщины со средним образованием и ниже чаще отмечают в противоположном поле общечеловеческие качества – «заботливость» и «верность».
От представительниц своего пола высокообразованные жительницы России требуют «ответственности» и «заботливости». По мере взросления женщины в меньшей степени ценят в других женщинах «красоту» и «чистоплотность» (как качества необходимые – с точки зрения большинства – для успешного поиска партнера/ мужа), а в большей – «трудолюбие». Российские женщины активного трудоспособного возраста чаще отвечали, что их полу свойственна «исполнительность» и «творческий склад ума».
Рост значимости «верности» в отношении представителей обоих полов свидетельствует об укреплении (пусть даже декларативно) консервативно-религиозных взглядов на семью и брак, на что указывают и другие данные о негативном отношении к меньшинствам, абортам и пр. Частота выбора «верности» увеличилась с 16% в 2008-2012-м гг. до 31% в 2019-м для мужчин и с 33-36% до 45% для женщин. Жители России стали чаще называть «трудолюбие» и «заботливость» среди списка возможных качеств, что, вероятно, может рассматриваться как демонстрация приверженности стратегии «надеяться только на себя», артикулируемой в опросах в периоды социально-экономической нестабильности (похожие результаты фиксировали в 2002-м году).
Рисунок 1. Распределение мнений о качествах в целом по выборке
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)
фев.02 | фев.08 | фев.12 | мар.19 | |
Трудолюбие | 61 | 51 | 52 | 72 |
Ответственность | 38 | 34 | 39 | 40 |
Заботливость | 32 | 23 | 23 | 40 |
Верность | 19 | 16 | 16 | 31 |
Исполнительность | 21 | 15 | 20 | 28 |
Логика | 19 | 22 | 23 | 24 |
Лень | 15 | 23 | 21 | 13 |
Легкомыслие | 11 | 17 | 14 | 10 |
Неряшливость | 9 | 13 | 12 | 9 |
Творческий склад ума | 16 | 14 | 10 | 9 |
Чистоплотность | 10 | 4 | 5 | 9 |
Неразборчивость в связях | 14 | 16 | 15 | 8 |
Красота | 4 | 3 | 4 | 4 |
Затруднились ответить | 6 | 6 | 5 | 2 |
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ЭТИХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по марту 2019-го года)
фев.02 | фев.08 | фев.12 | мар.19 | |
Заботливость | 46 | 47 | 44 | 60 |
Красота | 48 | 47 | 46 | 50 |
Верность | 40 | 36 | 33 | 45 |
Трудолюбие | 41 | 32 | 29 | 41 |
Чистоплотность | 36 | 31 | 30 | 34 |
Ответственность | 21 | 18 | 16 | 22 |
Легкомыслие | 12 | 16 | 16 | 13 |
Исполнительность | 13 | 13 | 13 | 13 |
Творческий склад ума | 7 | 8 | 12 | 12 |
Логика | 6 | 7 | 8 | 9 |
Лень | 3 | 5 | 6 | 3 |
Неразборчивость в связях | 2 | 3 | 4 | 2 |
Неряшливость | 1 | 2 | 2 | 2 |
Затруднились ответить | 4 | 5 | 5 | 2 |
Рисунок 2. Распределение мнений о качествах мужчин в зависимости от гендерной принадлежности
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ МУЖЧИНАМ?
Мужчины о мужчинах | Женщины о мужчинах | |
Трудолюбие | 79 | 67 |
Заботливость | 42 | 39 |
Верность | 33 | 30 |
Ответственность | 42 | 39 |
Красота | 5 | 4 |
Чистоплотность | 10 | 8 |
Исполнительность | 30 | 26 |
Логика | 29 | 19 |
Легкомыслие | 5 | 14 |
Творческий склад ума | 9 | 9 |
Лень | 7 | 18 |
Неряшливость | 7 | 11 |
Неразборчивость в связях | 4 | 12 |
Рисунок 3. Распределение мнений о качествах женщин в зависимости от гендерной принадлежности
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ТРИ, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО СВОЙСТВЕННЫ ЖЕНЩИНАМ?
Мужчины о женщинах | Женщины о женщинах | |
Трудолюбие | 29 | 51 |
Заботливость | 58 | 61 |
Верность | 47 | 43 |
Ответственность | 16 | 28 |
Красота | 58 | 44 |
Чистоплотность | 34 | 34 |
Исполнительность | 10 | 16 |
Логика | 7 | 10 |
Легкомыслие | 19 | 8 |
Творческий склад ума | 11 | 13 |
Лень | 4 | 2 |
Неряшливость | 2 | 1 |
Неразборчивость в связях | 2 | 2 |
Распределение ответов в зависимости от возраста и уровня образования мужчин и женщин доступно в таблице по ссылке.
Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра
Опрос проведен 21–27 марта 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.