Пресс-выпуски

Индекс потребительских и социальных настроений

Вся динамика социально-экономических индексов, начиная с  1995 г., доступна в разделе “индикаторы”.

Общественные настроения в первые два месяца 2020 г. демонстрировали положительную динамику, вопреки сезонному «послепраздничному» эффекту, когда после новогодних праздников с их долгими каникулами и многочисленными покупками наступает некоторый упадок в настроениях. Распространение коронавируса и экспертные дискуссии о его пагубном влиянии на экономическое развитие также не ввергли российское население в уныние. Напротив, в нынешнем году отрицательное влияние этих факторов оказались перекрыто позитивно воспринятыми обществом событиями:

  • со стороны политики – масштабными социальными обещаниями президентского послания, отставкой непопулярного премьера и сменой всего правительства;
  • со стороны экономики – неожиданно низкими темпами инфляции, которые смягчили негативный эффект сохраняющейся околонулевой динамики реальных денежных доходов.

В последнее время субъективное восприятие населением складывающихся обстоятельств жизни формировалось по ставшим уже привычными для нашего общества правилам понижающей адаптации: «отсутствие плохих новостей уже само по себе – хорошая новость». В рамках такой стратегии улучшение настроений подпитывается не столько признанием позитивных результатов происходящих в повседневной жизни перемен, сколько надеждами на изменения во внешних обстоятельствах.

Именно такой характер имели перемены в общественных настроениях, которые фиксировали измеряемые Левада-Центром индексы – потребительских настроений (ИПН) и социальных настроений (ИСН).

В январе 2020 г. ИПН в целом увеличился на 2% по сравнению с ноябрем прошлого года. При этом рост перспективной составляющей ИПН – ожиданий на будущее, составил плюс 5%, а оценки текущего состояния, напротив, снизились – минус 3%.

Рис. 1 Динамика ИПН и его компонент

Рост перспективной составляющей ИПН был обеспечен за счет резко улучшившихся оценок развития экономики страны в ближайший год (плюс 11%) и в предстоящие пять лет (плюс 8%). Очевидно, это отражение надежды на новое правительство, которыми традиционно авансируются перемены во власти. Однако это весьма туманные надежды, поскольку одновременно люди не спешили пересматривать оценки перспектив изменения собственных семейных доходов: ожидания перемен в материальном положении семьи ухудшились в январе по сравнению с ноябрем на 3%, а оценки текущей ситуации – не изменились. Оценки текущего положения дел с приобретением потребительских товаров в январе оказались на 5% ниже уровня ноября прошлого года.

Такой характер роста субъективных потребительских настроений может указывать лишь на незначительный и неустойчивый рост платежеспособного потребительского спроса в ближайшие месяцы.

Общественные настроения в целом, измеряемые в Левада-Центре индексом социальных настроений (ИСН), в начале 2010г. показывают схожую динамику и структуру: ИСН в феврале вырос на 6% по сравнению с декабрем 2019г.

Однако те составляющие сводного индекса, которые связаны с оценками текущего положения дел лично у респондента и в стране в целом (частные индексы семьи и России) увеличились вдвое меньше – на 3%.    

Рис. 2 Динамика ИСН и его компонент

Напротив, ожидания на будущее выросли выше среднего уровня – на 7%, а наибольший рост зафиксирован в оценках властей – на 11%.   Частный индекс оценки власти рассчитывается по ответам на два вопроса – одобрение деятельности президента и одобрение деятельности правительства. Именно надежды на новое правительство обеспечили опережающий рост индекса: в феврале по сравнению с декабрем индекс одобрения правительства увеличился на четверть (плюс 24%), в то время как индекс одобрения президента за тот же период прибавил всего 2%.

Обсуждаемые данные о динамике общественных настроений основаны на опросах, проведенных до экономических потрясений, связанных с падением цен на нефть и биржевых индексов, резким снижением курса рубля. Опыт предыдущих экономических кризисов показывает, что сами по себе эти значимые для страны события не слишком волнуют большинство населения, поскольку мало у кого личное благосостояние зависит от динамики биржевых торгов и переоценки валютных сбережений. Однако падение курса рубля по-прежнему остается для населения предвестником роста цен, фактором повышения инфляционных ожиданий населения. Рост цен – это по прежнему самая острая общественная проблема.

Теперь весь вопрос в том, насколько оправдаются эти опасения. Хрупкий общественный позитив, сложившийся к моменту возникновения новых угроз, это все же благоприятный фактор. Теперь все зависит от того, насколько власти удастся удержать ситуацию по направлениям, действительно важным и актуальным для обычных людей: не допустить роста цен выше сложившихся в последние пару лет уровня и снижения реальных заработных плат. 

Марина КРАСИЛЬНИКОВА,
член правления Левада-Центра, канд. экон. наук

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.