В ноябре незначительно ослабла обеспокоенность западными санкциями. Как и прежде, санкции чаще беспокоят респондентов невысокого достатка и старших возрастов, которые чувствуют уязвимость своего экономического положения, а также москвичей, более других встроенных в глобальную экономику. Большинство опрошенных отмечают, что эти санкции не создали проблем для них и их семей, и считают, что Россия должна проводить свою политику несмотря на санкции.
В ноябре обеспокоенность санкциями несколько практически не изменилась по сравнению с августом: санкции совершенно не беспокоят 30% респондентов (в августе — 31%); не слишком — 30% (в августе — 26%); довольно беспокоят — 20% (в августе — 19%); очень беспокоят — 19% (в августе — 22%).
Таблица
мар.14 | апр.14 | май.14 | июл.14 | авг.14 | дек.14 | июл.15 | авг.16 | дек.17 | апр.18 | ноя.18 | фев.20 | дек.21 | мар.22 | май.22 | авг.22 | ноя.22 | |
Очень беспокоят | 11 | 8 | 8 | 10 | 7 | 16 | 10 | 7 | 7 | 7 | 20 | 12 | 13 | 19 | 17 | 22 | 19 |
Довольно беспокоят | 42 | 34 | 29 | 26 | 25 | 35 | 31 | 32 | 21 | 23 | 23 | 19 | 19 | 27 | 21 | 19 | 20 |
Не слишком беспокоят | 31 | 40 | 39 | 43 | 39 | 33 | 37 | 38 | 40 | 42 | 33 | 36 | 31 | 30 | 32 | 26 | 30 |
Совершенно не беспокоят | 9 | 16 | 21 | 18 | 27 | 13 | 19 | 21 | 28 | 26 | 23 | 31 | 35 | 23 | 29 | 31 | 30 |
Затруднились ответить | 7 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Таблица
мар.14 | апр.14 | май.14 | июл.14 | авг.14 | дек.14 | июл.15 | авг.16 | дек.17 | апр.18 | ноя.18 | фев.20 | дек.21 | мар.22 | май.22 | авг.22 | ноя.22 | |
Очень беспокоят + довольно беспокоят | 53 | 42 | 37 | 36 | 32 | 51 | 41 | 39 | 28 | 30 | 43 | 31 | 32 | 46 | 38 | 41 | 39 |
Не слишком беспокоят + совершенно не беспокоят | 40 | 56 | 60 | 61 | 66 | 46 | 56 | 59 | 68 | 68 | 56 | 67 | 66 | 53 | 61 | 57 | 60 |
Затруднились ответить | 7 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Наиболее обеспокоены санкциями респонденты старшего возраста (среди респондентов от 55 лет и старше таких 47%), а также людей невысокого достатка, которые чувствуют свою экономическую уязвимость и на ком в первую очередь должен был сказаться рост цен, вызванный западными санкциями.
С другой стороны, санкции также беспокоят москвичей (43%), которые были больше других вписаны в глобальную экономику и поэтому должны были почувствовать на себе уход иностранных брендов, нехватку некоторых импортных товаров.
Большинство россиян (81%) отмечают, что санкции не создали для них больших проблем. Пик дискомфорта приходился на начало весны, когда первые санкции только были введены. Но уже к маю обеспокоенность спала. По сравнению с маем практически не изменилась доля респондентов, отметивших, что санкции создали проблемы для них и их семей: очень серьезные — для 5% (как и в мае), довольно серьезные — для 13% (в мае — 11%), не создали серьезных проблем — для 27% (в мае — 33%), не создали никаких проблем — для 53% (в мае — 50%).
Таблица
сен.14 | дек.14 | янв.15 | фев.15 | июн.15 | авг.15 | апр.17 | апр.18 | фев.20 | мар.22 | май.22 | ноя.22 | |
Да, очень серьезные | 2 | 8 | 7 | 5 | 8 | 5 | 3 | 3 | 3 | 7 | 5 | 5 |
Да, довольно серьезные | 14 | 23 | 27 | 28 | 25 | 22 | 16 | 15 | 7 | 22 | 11 | 13 |
Нет, не создали серьезных проблем | 44 | 47 | 45 | 52 | 49 | 53 | 43 | 45 | 30 | 39 | 33 | 27 |
Нет, не создали никаких проблем | 35 | 13 | 12 | 8 | 13 | 14 | 32 | 33 | 57 | 30 | 50 | 53 |
Затруднились ответить | 5 | 10 | 9 | 8 | 5 | 6 | 7 | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Таблица
сен.14 | дек.14 | янв.15 | фев.15 | июн.15 | авг.15 | апр.17 | апр.18 | фев.20 | мар.22 | май.22 | ноя.22 | |
Да, очень серьезные + Да, довольно серьезные | 16 | 31 | 34 | 33 | 33 | 27 | 19 | 18 | 10 | 29 | 16 | 18 |
Нет, не создали серьезных проблем + Нет, не создали никаких проблем | 79 | 60 | 57 | 60 | 62 | 67 | 75 | 78 | 87 | 69 | 83 | 81 |
Затруднились ответить | 5 | 10 | 9 | 8 | 5 | 6 | 7 | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Респонденты, для кого санкции создали какие-либо проблемы, говорят прежде всего о росте цен (32%), исчезновении некоторых товаров, уходе брендов, проблемах с одеждой, запчастями, лекарствами (26%), запрете на поездки за границу, закрытии неба, отсутствии прямых рейсов в Европу (11%). В возрастных группах распределение идентичное. При рассмотрении ответов по размеру населенного пункта заметно отличие жителей Москвы от остальных категорий: москвичей больше волнует исчезновение некоторых товаров и брендов (47%) и ограничение поездок за границу (25%). Респондентов, которым “едва хватает на еду”, более остальных групп волнует рост цен (38%), среди опрошенных, которым “хватает на одежду” и которые “могут позволить себе товары длительного пользования”, эту проблему отметили 29% и 32% соответственно.
При всем этом большинство россиян (70%) считает, что Россия должна “продолжать свою политику, невзирая на санкции”. По сравнению с весенними замерами число респондентов, придерживающихся этого мнения, незначительно снизилось (в мае таких было 75%).
Таблица
сен.14 | дек.14 | янв.15 | мар.15 | июн.15 | авг.15 | ноя.15 | май.16 | май.17 | май.22 | ноя.22 | |
Продолжать свою политику, невзирая на санкции | 68 | 66 | 69 | 72 | 70 | 68 | 65 | 75 | 70 | 75 | 70 |
Искать компромисс, идти на уступки, чтобы уйти из-под санкций | 22 | 24 | 21 | 21 | 20 | 20 | 26 | 17 | 19 | 19 | 22 |
Затруднились ответить | 10 | 11 | 11 | 6 | 10 | 12 | 9 | 8 | 10 | 6 | 9 |
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 24 — 30 ноября 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1601 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.