Опрос проведен в марте 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.
На протяжении последних пяти лет мы не фиксируем существенных изменений в доле различных новостных каналов. Телевидение остается наиболее востребованным источником информации. Причем 70% россиян получают информацию оттуда ежедневно или практически ежедневно. Интернет-издания являются важным источником новостей для трети россиян.
ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (несколько ответов)
июн.13 | мар.14 | ноя.15 | мар.16 | июл.16 | мар.18 | |
Телевидение | 88 | 90 | 85 | 89 | 86 | 85 |
Друзья, родные, соседи | 24 | 25 | 24 | 27 | 27 | 27 |
Интернет-издания | 21 | 24 | 21 | 25 | 33 | 27 |
Соц. сети | 14 | 15 | 13 | 22 | 23 | 21 |
Радио | 16 | 18 | 13 | 20 | 22 | 15 |
Газеты | 20 | 19 | 13 | 14 | 19 | 13 |
Журналы | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2 |
Другое | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Не интересуюсь этим | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ЧАСТО ВЫ…
Мар.18 | Ежедневно | Практически каждый день | Хотя бы раз в неделю | Реже / никогда |
…СМОТРИТЕ НОВОСТИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ? | 29 | 42 | 19 | 10 |
…ЧИТАЕТЕ НОВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ? | 10 | 23 | 19 | 48 |
…СЛУШАЕТЕ НОВОСТИ ПО РАДИО? | 6 | 15 | 11 | 69 |
…ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ? | 1 | 7 | 22 | 70 |
Уровень доверия к информации, получаемой из телевидения, заметно меняется от опроса к опросу. Это может быть связано с актуальной новостной повесткой. Предыдущие исследования показывают более высокий уровень доверия населения в отношении информации о внешней политике и меньшее доверие – к новостям, касающимся внутренней политики России. Соответственно, смещение баланса новостей, касающихся внутренней и внешней политики, может оказывать влияние на доверие тем или иным источникам.
КАКИМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ В ОСВЕЩЕНИИ НОВОСТЕЙ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (до трех ответов)
июн.13 | мар.14 | ноя.15 | мар.16 | июл.16 | мар.18 | |
Телевидение | 51 | 50 | 41 | 53 | 59 | 51 |
Друзья, родные, соседи | 16 | 20 | 19 | 16 | 12 | 19 |
Интернет-издания | 14 | 19 | 18 | 16 | 20 | 19 |
Соц. сети | 11 | 9 | 9 | 13 | 12 | 15 |
Газеты | 12 | 14 | 12 | 9 | 9 | 9 |
Радио | 12 | 13 | 11 | 11 | 9 | 8 |
Журналы | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Никому не доверяю | 8 | 4 | 8 | 9 | 8 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 | 8 |
Наиболее популярные новостные телеканалы: «Первый канал» (72%), «Россия-1» (57%), НТВ (44%), Россия-24 (38%).
СМОТРИТЕ ЛИ ВЫ НОВОСТНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ, И ЕСЛИ ДА, НОВОСТИ КАКИХ КАНАЛОВ, ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ? (показывалась карточка; несколько ответов)
мар.17 | мар.18 | |
1-й канал | 72 | 72 |
Россия-1 | 46 | 57 |
НТВ | 40 | 44 |
Россия-24 | 34 | 38 |
Рен-ТВ | 21 | 21 |
5-й канал | 24 | 20 |
ТВЦ | 13 | 12 |
ЗВЕЗДА | 11 | 12 |
Культура | 7 | 7 |
Москва 24 | 8 | 6 |
региональные /местные телеканалы (включая кабельные) | 7 | 6 |
РБК ТВ | 7 | 6 |
Общественное телевидение России (ОТР) | 3 | 4 |
Euronews /»Евроньюс» | 5 | 3 |
«Спас» | 2 | 3 |
Телеканал Дождь | 2 | 2 |
Би-Би-Си (ВВС) | 2 | 1 |
RT/ Russia Today / «Раша Тудей» /Россия Сегодня | 1 | 1 |
LifeNews / «Лайф Ньюс» | 3 | 1 |
Настоящее Время / Current Time / «карэнт тайм» | 0 | 0 |
RTVI / АР-ТИ-ВИ-АЙ | — | 0 |
другие федеральные телеканалы | 8 | 5 |
Другие зарубежные (международные) каналы | 1 | 1 |
Не смотрю новости по телевизору | 10 | 9 |
Самые популярные сайты из предложенных респондентам: новостные агрегаторы Яндекс.Новости (29%) и Новости Mail.ru (11%).
ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО СЛЕДУЮЩИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ? (показывалась карточка; показаны сайты, названные не менее, чем 1% респондентов)
мар.16 | мар.18 | |
Яндекс Новости (news.yandex.ru) | 26 | 29 |
Новости Mail.ru | 9 | 11 |
Lenta.ru / Лента.ру | 6 | 6 |
Rbc.ru /РБК.ру | 4 | 3 |
Sports.ru/Спортс.ру | — | 2 |
Meduza.io / Медуза | 0 | 2 |
Life.ru / Лайф.ру | 3 | 2 |
tvrain.ru /Телеканал Дождь | — | 2 |
RT.com (Russia Today/Россия Сегодня) | 3 | 1 |
Gazeta.ru/Газета.Ru | — | 1 |
Newsru.com / НьюзРуКом | 0 | 1 |
Utro.ru/Утро.ру | 1 | 1 |
Сайт Радио Свобода | 1 | 1 |
Echo.msk.ru/Сайт радио Эха Москвы | 2 | 1 |
bbc.com/Russia Русская служба Би-би-си | 2 | 1 |
Fontanka.ru/Фонтанка.ру | 1 | 1 |
Сайты иностранных СМИ на иностранных языках | 1 | 1 |
Сайты местных газет, телеканалов, интернет-ресурсов | 4 | 5 |
Сайты федеральных телеканалов | 2 | 2 |
Не читаю эти сайты | 26 | 30 |
Не пользуюсь интернетом | 29 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 4 |
Самые популярные информационно-политические передачи – это «Вечер с Владимиром Соловьевым» (34%), «Вести недели» (29%), «Итоги недели» (18%). В основном их смотрят респонденты старшего возраста. Это связано с общим высоким уровнем абсентеизма среди молодых респондентов и меньшая вовлеченность в телесмотрение среди молодых россиян.
Самые популярные развлекательные шоу: «Андрей Малахов. Прямой эфир» (37%) и «Вечерний Ургант» (20%). Возрастные различия зрителей этих программ заметны: основная аудитория ток-шоу Андрея Малахова – люди среднего и старшего возраста, а «Вечерний Ургант» охватывает публику более молодого возраста и в меньшей степени – россиян в возрасте от 55 лет. Среди самых молодых телезрителей (18-24 года) шоу «ВДудь» занимает пятое место по популярности и опережает многие политические шоу на федеральных каналах.
КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПЕРЕДАЧ ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ИЛИ В ИНТЕРНЕТЕ? (несколько ответов)
Всего | 18-24 года | 25-39 года | 40-54 года | 55 лет и старше | |
Андрей Малахов. Прямой эфир (Россия 1) | 37 | 24 | 32 | 34 | 48 |
Вечер с Владимиром Соловьевым (Россия 1) | 34 | 13 | 22 | 36 | 48 |
Вести Недели (Дмитрий Киселев, Россия 1) | 29 | 14 | 20 | 34 | 39 |
Вечерний Ургант (Иван Ургант, Первый канал) | 20 | 29 | 22 | 21 | 15 |
Итоги недели (с Ирадой Зейналовой, НТВ) | 18 | 7 | 15 | 21 | 21 |
Время покажет (Стриженова, Анатолий Кузичев и Артём Шейнин, Первый Канал) | 16 | 6 | 10 | 16 | 22 |
Познер (Владимир Познер, Первый канал) | 16 | 5 | 12 | 17 | 20 |
Воскресное Время (Валерий Фадеев, Первый канал) | 9 | 5 | 6 | 9 | 12 |
Место встречи (Андрей Норкин и Ольга Белова, НТВ) | 7 | 1 | 4 | 7 | 11 |
Бесогон ТВ (Никита Михалков, Россия 24) | 6 | 1 | 4 | 7 | 10 |
Постскриптум (Алексей Пушков, ТВЦ) | 4 | 2 | 2 | 5 | 5 |
Право голоса (Роман Бабаян, ТВЦ) | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 |
Главные новости (РБК-ТВ) | 3 | 0 | 4 | 2 | 4 |
ВДудь (Юрий Дудь, youtube) | 2 | 8 | 4 | 1 | 0 |
Агора (Михаил Швыдкой, Культура) | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 |
Прав?Да! (Дмитрий Лысков, Николай Матвеев, Анастасия Урнова, ОТР) | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 |
Белковский. Прямая Линия (Станислав Белковский, Дождь) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Тем Временем (Александр Архангельский, Культура) | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Не смотрю эти передачи |
23 | 44 | 30 | 24 | 11 |
60% россиян используют социальные сети. Треть россиян (36%) заходит в социальные сети ежедневно или практически ежедневно.
ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ» В ИНТЕРНЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО? (один ответ)
авг.11 | окт.12 | июл.13 | мар.14 | июл.14 | авг.15 | фев.16 | фев.16 | мар.17 | авг.17 | дек.17 | мар.18 | |
Ежедневно / практически ежедневно | 12 | 20 | 27 | 30 | 24 | 28 | 33 | 32 | 34 | 37 | 37 | 36 |
Несколько раз в неделю | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 19 | 17 | 17 | 19 | 17 | 15 | 14 |
Примерно 1 раз в неделю | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 4 | 6 |
2-3 раза в месяц | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Примерно 1 раз в месяц | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
Реже 1 раза в месяц | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | ||
Никогда* | 65 | 53 | 44 | 40 | 43 | 39 | 38 | 37 | 34 | 34 | 41 | 40 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | – | 1 |
70% пользователей социальных сетей считают их источником важной и новой информации, 72% – что социальные сети помогают им расслабиться и избавиться от стресса, 30% полагают времяпрепровождение в социальных сетях бесполезным занятием.
В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫ СОГЛАСНЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ: (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Совершенно не согласен | Затрудняюсь ответить | |
Я узнаю новую и важную для меня информацию через социальные сети | 19 | 51 | 20 | 7 | 3 |
Социальные сети помогают мне расслабиться, избавиться от стресса | 22 | 50 | 16 | 8 | 4 |
В социальных сетях я провожу время впустую, без пользы | 6 | 21 | 41 | 23 | 8 |
Около 80% пользователей социальных сетей хотя бы иногда сталкивается с разнообразной информацией, которая вызывает у них раздражение. Около 15% пользователей соцсетей постоянно встречают информацию, которая попадает хотя бы в одну из трех категорий: противоречит взглядам, неприятна или отвлекает внимание.
ВСТРЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СООБЩЕНИЯ ДРУГИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)
постоянно / очень часто | время от времени | довольно редко | не встречаю | Затрудняюсь ответить | |
…ПРОТИВОРЕЧАТ ВАШИМ ВЗГЛЯДАМ | 9 | 43 | 28 | 17 | 5 |
…НЕПРИЯТНЫ ВАМ | 8 | 38 | 31 | 19 | 5 |
…МЕШАЮТ, ОТВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ | 9 | 35 | 29 | 22 | 5 |
Чаще всего пользователи игнорируют подобную информацию. В совокупности около 25% пользователей соцсетей блокируют или сообщают в администрацию сетей о контенте, который попадает как минимум в одну из трех категорий: противоречит взглядам, неприятен или отвлекает внимание.
КАК ВЫ ПОСТУПАЕТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)
блокируете | сообщаете в службу поддержки | игнорируете | не сталкивался | Затрудняюсь ответить | |
…ПРОТИВОРЕЧИТ ВАШИМ ВЗГЛЯДАМ? | 10 | 5 | 72 | 11 | 3 |
…НЕПРИЯТНА ВАМ? | 15 | 3 | 67 | 12 | 3 |
…МЕШАЕТ, ОТВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ? | 17 | 3 | 64 | 14 | 3 |
В социальных сетях большинство пользователей хотели бы видеть больше информации от своих знакомых (67%). Четверть опрошенных хотели бы узнать о людях, которые близки им по взглядам (24%). Небольшое меньшинство хотели бы видеть больше контента от людей с противоположными взглядами (5%) или от новостных агентств (5%).
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ СООБЩЕНИЙ ОТ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)
мар.18 | |
Людей, которых Вы знаете лично (друзья, родственники и др.) | 67 |
Людей, которых Вы НЕ знаете лично, но которые близки к Вам по взглядам | 24 |
Людей, которых Вы НЕ знаете лично, но которые имеют противоположное Вашему мнение | 5 |
Новостных агентств | 5 |
Рекламу интересных Вам товаров и услуг | 4 |
Я бы не хотел видеть ничего из вышеперечисленного | 13 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
Денис ВОЛКОВ, Степан ГОНЧАРОВ