Пресс-выпуски

Информационные источники

Опрос проведен в марте 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

На протяжении последних пяти лет мы не фиксируем существенных изменений в доле различных новостных каналов. Телевидение остается наиболее востребованным источником информации. Причем 70% россиян получают информацию оттуда ежедневно или практически ежедневно. Интернет-издания являются важным источником новостей для трети россиян.

ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (несколько ответов)

  июн.13 мар.14 ноя.15 мар.16 июл.16 мар.18
Телевидение 88 90 85 89 86 85
Друзья, родные, соседи 24 25 24 27 27 27
Интернет-издания 21 24 21 25 33 27
Соц. сети 14 15 13 22 23 21
Радио 16 18 13 20 22 15
Газеты 20 19 13 14 19 13
Журналы 4 5 2 3 4 2
Другое 1 1 1 1 1 0
Не интересуюсь этим 1 0 1 2 1 3
Затрудняюсь ответить 1 0 1 1 2 0

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ЧАСТО ВЫ…

Мар.18 Ежедневно Практически каждый день Хотя бы раз в неделю Реже / никогда
…СМОТРИТЕ НОВОСТИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ? 29 42 19 10
…ЧИТАЕТЕ НОВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ? 10 23 19 48
…СЛУШАЕТЕ НОВОСТИ ПО РАДИО? 6 15 11 69
…ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ? 1 7 22 70

Уровень доверия к информации, получаемой из телевидения, заметно меняется от опроса к опросу. Это может быть связано с актуальной новостной повесткой. Предыдущие исследования показывают более высокий уровень доверия населения в отношении информации о внешней политике и меньшее доверие – к новостям, касающимся внутренней политики России. Соответственно, смещение баланса новостей, касающихся внутренней и внешней политики, может оказывать влияние на доверие тем или иным источникам.

КАКИМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ В ОСВЕЩЕНИИ НОВОСТЕЙ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (до трех ответов)

  июн.13 мар.14 ноя.15 мар.16 июл.16 мар.18
Телевидение 51 50 41 53 59 51
Друзья, родные, соседи 16 20 19 16 12 19
Интернет-издания 14 19 18 16 20 19
Соц. сети 11 9 9 13 12 15
Газеты 12 14 12 9 9 9
Радио 12 13 11 11 9 8
Журналы 2 1 2 1 1 1
Никому не доверяю 8 4 8 9 8 10
Затрудняюсь ответить 6 6 6 9 6 8

Наиболее популярные новостные телеканалы: «Первый канал» (72%), «Россия-1» (57%), НТВ (44%), Россия-24 (38%).

СМОТРИТЕ ЛИ ВЫ НОВОСТНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ, И ЕСЛИ ДА, НОВОСТИ КАКИХ КАНАЛОВ, ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ? (показывалась карточка; несколько ответов)

мар.17 мар.18
1-й канал 72 72
Россия-1 46 57
НТВ 40 44
Россия-24 34 38
Рен-ТВ 21 21
5-й канал 24 20
ТВЦ 13 12
ЗВЕЗДА 11 12
Культура 7 7
Москва 24 8 6
региональные /местные телеканалы (включая кабельные) 7 6
РБК ТВ 7 6
Общественное телевидение России (ОТР) 3 4
Euronews /»Евроньюс» 5 3
«Спас» 2 3
Телеканал Дождь 2 2
Би-Би-Си (ВВС) 2 1
RT/ Russia Today / «Раша Тудей» /Россия Сегодня 1 1
LifeNews / «Лайф Ньюс» 3 1
Настоящее Время / Current Time / «карэнт тайм» 0 0
RTVI / АР-ТИ-ВИ-АЙ 0
другие федеральные телеканалы 8 5
Другие зарубежные (международные) каналы 1 1
Не смотрю новости по телевизору 10 9

Самые популярные сайты из предложенных респондентам: новостные агрегаторы Яндекс.Новости (29%) и Новости Mail.ru (11%).

ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО СЛЕДУЮЩИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ? (показывалась карточка; показаны сайты, названные не менее, чем 1% респондентов)

мар.16 мар.18
Яндекс Новости (news.yandex.ru) 26 29
Новости Mail.ru 9 11
Lenta.ru / Лента.ру 6 6
Rbc.ru /РБК.ру 4 3
Sports.ru/Спортс.ру 2
Meduza.io / Медуза 0 2
Life.ru / Лайф.ру 3 2
tvrain.ru /Телеканал Дождь 2
RT.com (Russia Today/Россия Сегодня) 3 1
Gazeta.ru/Газета.Ru 1
Newsru.com / НьюзРуКом 0 1
Utro.ru/Утро.ру 1 1
Сайт Радио Свобода 1 1
Echo.msk.ru/Сайт радио Эха Москвы 2 1
bbc.com/Russia Русская служба Би-би-си 2 1
Fontanka.ru/Фонтанка.ру 1 1
Сайты иностранных СМИ на иностранных языках 1 1
Сайты местных газет, телеканалов, интернет-ресурсов 4 5
Сайты федеральных телеканалов 2 2
Не читаю эти сайты 26 30
Не пользуюсь интернетом 29 27
Затрудняюсь ответить 4 4

Самые популярные информационно-политические передачи – это «Вечер с Владимиром Соловьевым» (34%), «Вести недели» (29%), «Итоги недели» (18%). В основном их смотрят респонденты старшего возраста. Это связано с общим высоким уровнем абсентеизма среди молодых респондентов и меньшая вовлеченность в телесмотрение среди молодых россиян.

Самые популярные развлекательные шоу: «Андрей Малахов. Прямой эфир» (37%) и «Вечерний Ургант» (20%). Возрастные различия зрителей этих программ заметны: основная аудитория ток-шоу Андрея Малахова – люди среднего и старшего возраста, а «Вечерний Ургант» охватывает публику более молодого возраста и в меньшей степени – россиян в возрасте от 55 лет. Среди самых молодых телезрителей (18-24 года) шоу «ВДудь» занимает пятое место по популярности и опережает многие политические шоу на федеральных каналах.

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПЕРЕДАЧ ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ИЛИ В ИНТЕРНЕТЕ? (несколько ответов)

Всего 18-24 года 25-39 года 40-54 года 55 лет и старше
Андрей Малахов. Прямой эфир (Россия 1) 37 24 32 34 48
Вечер с Владимиром Соловьевым (Россия 1) 34 13 22 36 48
Вести Недели (Дмитрий Киселев, Россия 1) 29 14 20 34 39
Вечерний Ургант (Иван Ургант, Первый канал) 20 29 22 21 15
Итоги недели (с Ирадой Зейналовой, НТВ) 18 7 15 21 21
Время покажет (Стриженова, Анатолий Кузичев и Артём Шейнин, Первый Канал) 16 6 10 16 22
Познер (Владимир Познер, Первый канал) 16 5 12 17 20
Воскресное Время (Валерий Фадеев, Первый канал) 9 5 6 9 12
Место встречи (Андрей Норкин и Ольга Белова, НТВ) 7 1 4 7 11
Бесогон ТВ (Никита Михалков, Россия 24) 6 1 4 7 10
Постскриптум (Алексей Пушков, ТВЦ) 4 2 2 5 5
Право голоса (Роман Бабаян, ТВЦ) 3 1 3 4 4
Главные новости (РБК-ТВ) 3 0 4 2 4
ВДудь (Юрий Дудь, youtube) 2 8 4 1 0
Агора (Михаил Швыдкой, Культура) 2 4 2 2 3
Прав?Да! (Дмитрий Лысков, Николай Матвеев, Анастасия Урнова, ОТР) 1 2 1 0 2
Белковский. Прямая Линия (Станислав Белковский, Дождь) 1 1 1 1 1
Тем Временем (Александр Архангельский, Культура) 0 1 0 1 0

Не смотрю эти передачи

23 44 30 24 11

60% россиян используют социальные сети. Треть россиян (36%) заходит в социальные сети ежедневно или практически ежедневно.

ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ» В ИНТЕРНЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО? (один ответ)

авг.11 окт.12 июл.13 мар.14 июл.14 авг.15 фев.16 фев.16 мар.17 авг.17 дек.17 мар.18
Ежедневно / практически ежедневно 12 20 27 30 24 28 33 32 34 37 37 36
Несколько раз в неделю 10 15 15 15 20 19 17 17 19 17 15 14
Примерно 1 раз в неделю 7 7 7 6 6 7 6 7 6 7 4 6
2-3 раза в месяц 2 2 3 3 3 3 2 2 2 2 3 4
Примерно 1 раз в месяц 1 1 2 1 2 2 2 2 1 1
Реже 1 раза в месяц 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2
Никогда* 65 53 44 40 43 39 38 37 34 34 41 40
Затрудняюсь ответить 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1

70% пользователей социальных сетей считают их источником важной и новой информации, 72% – что социальные сети помогают им расслабиться и избавиться от стресса, 30% полагают времяпрепровождение в социальных сетях бесполезным занятием.

В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫ СОГЛАСНЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ: (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)

  Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Совершенно не согласен Затрудняюсь ответить
Я узнаю новую и важную для меня информацию через социальные сети 19 51 20 7 3
Социальные сети помогают мне расслабиться, избавиться от стресса 22 50 16 8 4
В социальных сетях я провожу время впустую, без пользы 6 21 41 23 8

Около 80% пользователей социальных сетей хотя бы иногда сталкивается с разнообразной информацией, которая вызывает у них раздражение. Около 15% пользователей соцсетей постоянно встречают информацию, которая попадает хотя бы в одну из трех категорий: противоречит взглядам, неприятна или отвлекает внимание.

ВСТРЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СООБЩЕНИЯ ДРУГИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)

постоянно / очень часто время от времени довольно редко не встречаю Затрудняюсь ответить
…ПРОТИВОРЕЧАТ ВАШИМ ВЗГЛЯДАМ 9 43 28 17 5
…НЕПРИЯТНЫ ВАМ 8 38 31 19 5
…МЕШАЮТ, ОТВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ 9 35 29 22 5

Чаще всего пользователи игнорируют подобную информацию. В совокупности около 25% пользователей соцсетей блокируют или сообщают в администрацию сетей о контенте, который попадает как минимум в одну из трех категорий: противоречит взглядам, неприятен или отвлекает внимание.

КАК ВЫ ПОСТУПАЕТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)

блокируете сообщаете в службу поддержки игнорируете не сталкивался Затрудняюсь ответить
…ПРОТИВОРЕЧИТ ВАШИМ ВЗГЛЯДАМ? 10 5 72 11 3
…НЕПРИЯТНА ВАМ? 15 3 67 12 3
…МЕШАЕТ, ОТВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ? 17 3 64 14 3

В социальных сетях большинство пользователей хотели бы видеть больше информации от своих знакомых (67%). Четверть опрошенных хотели бы узнать о людях, которые близки им по взглядам (24%). Небольшое меньшинство хотели бы видеть больше контента от людей с противоположными взглядами (5%) или от новостных агентств (5%).

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ СООБЩЕНИЙ ОТ… (март 2018; в %% от тех опрошенных, кто пользуется социальными сетями)

мар.18
Людей, которых Вы знаете лично (друзья, родственники и др.) 67
Людей, которых Вы НЕ знаете лично, но которые близки к Вам по взглядам 24
Людей, которых Вы НЕ знаете лично, но которые имеют противоположное Вашему мнение 5
Новостных агентств 5
Рекламу интересных Вам товаров и услуг 4
Я бы не хотел видеть ничего из вышеперечисленного 13
Затрудняюсь ответить 9

Денис ВОЛКОВ, Степан ГОНЧАРОВ

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):