Пресс-выпуски

Оценка бизнесом введения маркировки товаров в России

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования

Перед исследованием была поставлена цель — выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о введении маркировки товаров в России на предмет осведомленности об изменениях, готовности к ним, и отношении к нововведению.

Выборка исследования

Исследуемая совокупность – предприниматели розничной торговли РФ в сфере торговли табачными изделиями, обувью и неспециализированной торговли товарами повседневного спроса, включая табачные изделия и/или обувь.

Объем выборки – 500 респондентов.

Структура опрошенных (в % от числа опрошенных):

ВОЗРАСТ
20-34 года 40
35-49 лет 38
50 лет и старше 22
ДОЛЖНОСТЬ
Топ-менеджер 13
Директор 36
Управляющий 16
Бухгалтер 3
Руководитель направления 12
Администратор 3
Владелец 16
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
розничная торговля табачными изделиями 33
розничная торговля обувью 41
розничная торговля товарами повседневного спроса (включая табачные изделия и/или обувь) 26
МАСШТАБ ОРГАНИЗАЦИИ
Не сетевой магазин 56
Малая сеть (2-5 магазинов в сети) 27
Крупная сеть (более 6 магазинов в сети) 18
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Северо-Западный 8
Центральный 22
Южный + Северо-Кавказский 17
Приволжский 24
Уральский 9
Сибирский 16
Дальневосточный 4
РАЗМЕР НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
Москва 12
Санкт-Петербург 4
Города с населением более 500 тыс. 71
Города с населением менее 500 тыс. 13

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Оценка осведомленности предпринимателей розничной торговли о введении маркировки товаров в России

Подавляющее большинство опрошенных знает о введении маркировки, или по крайней мере слышало об этом проекте (89% всех опрошенных). При этом наибольший процент тех, кто хорошо осведомлен о маркировке, среди предпринимателей сферы табачной торговли (49% из всех ответивших, относящихся к этой сфере торговли) и сферы неспециализированной торговли, где кроме товаров повседневного спроса, продаются обувь и/или табачные изделия (46%), тогда как среди предпринимателей, работающих в сфере обувной торговли, доля тех, кто хорошо осведомлен о введении маркировки составляет 27%. Мы полагаем, что это связано с тем, что начало обязательной маркировки обуви запланировано только на лето этого года, уже после начала внедрения маркировки в сфере табачной торговли. (см. График 1_1).

График 1_1: Осведомленность о введении маркировки, в зависимости от сферы деятельности (по данным вопросов «Слышали ли Вы о введении маркировки товаров в России?» и «Для того, чтобы можно было посмотреть, какое мнение по нашему вопросу имеют специалисты компаний разных сфер, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Лучше всего осведомлены о введении маркировки представители крупных сетей (58% тех, кто работает в торговой сети, имеющей более 6 магазинов), однако в целом, уровень осведомленности все равно достаточно высокий – 90% среди представителей не сетевых магазинов, 85% среди представителей малых сетей (до 5 магазинов в сети) и 91% среди представителей крупных сетей. (см. График 1_2).

График 1_2: Осведомленность о введении маркировки. (по данным вопросов «Слышали ли Вы о введении маркировки товаров в России?» и «Если Ваш магазин входит в торговую сеть, то сколько магазинов в этой сети?», в %% от числа всех опрошенных)

Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки решает в первую очередь следующие вопросы: повышение налоговых выплат (37% от всех представителей розничной торговли), усиление контроля рынка государством (36%) и защита покупателей от контрафактной продукции (33%), чуть меньше опрошенных назвали уход с рынка нелегальных торговцев (22%). (см. График 2)

График 2: Понимание вопросов которые решает введение маркировки (по данным вопросов «В России вводится национальная системы маркировки, которая в ближайшее время охватит почти весь товарный рынок. на Ваш взгляд, какие вопросы решает маркировка?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных).

В ходе исследования, предпринимателям предлагалось ответить на вопрос о сроках введения маркировки товаров. Около половины опрошенных в организациях сферы торговли табаком (51%) и в организациях неспециализированной торговли (55%) знают, что магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года, еще 40% и 34% предпринимателей соответственно затруднились ответить. (см. График 3).

График 3: Осведомленность о порядке введения маркировки. Передача данных (по данным вопросов «Знаете ли Вы с какого числа Ваш магазин должен сканировать данные о продаже пачки сигарет с маркировкой и передавать их в систему Честный ЗНАК?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа опрошенных по каждой сфере деятельности)

Среди предпринимателей сферы неспециализированной торговли 36% считают, что запрет на оборот табачной продукции без маркировки вступает в силу с 1 июля 2020 года, а среди предпринимателей сферы торговли табачными продуктами этот вариант отметили 26%, затруднились ответить 43% и 55% предпринимателей указанных сфер соответственно. Остальные выбрали другие даты. (см. График 4).

График 4: Осведомленность о порядке введения маркировки. Запрет на продажу без маркировки (по данным вопросов «Знаете ли Вы, с какого числа в России будут запрещены оборот, производство и продажа сигарет без маркировки?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа опрошенных по каждой сфере деятельности)

Почти половина опрошенных (45%) сказали, что еще не начинали искать информацию о маркировки товаров, данные по сфере торговли табаком, обувью и неспециализированной торговли примерно одинаковы (45%, 49% и 38% соответственно). Те, кто сказали, что уже искали информацию, в качестве источников называли прежде всего сайт Центра развития перспективных технологий (22% всех опрошенных), чаще всего об этом источнике говорили представители неспециализированной торговли (41% всех предпринимателей этой сферы). Кроме того, в качестве источников называли поисковые сервисы интернета (21% всех опрошенных представителей сферы торговли) и поставщиков решений (20% представителей сферы торговли) (см. График 5).

График 5: Поиск информации (по данным вопросов «Вы где-нибудь уже искали информацию о маркировке товаров? Если да, то где именно?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)


В качестве наиболее предпочтительных каналов получения информации о ходе маркировки называют сайты федеральных органов (30%), сайт оператора маркировки (29%), торговых представителей и поставщиков кассовых услуг (по 25% по каждому варианту). Распределение ответов по сферам торговли оказалось следующим — среди представителей сферы торговли табаком наиболее предпочитаемым источником информации оказались торговые представители (40%), среди представителей сферы торговли обувью – сайты федеральных органов (35% опрошенных, относящихся к этой сфере), а среди представителей неспециализированной торговли – сайт оператора (39% представителей этой сферы торговли в выборке). (см. График 6).

График 6: Предпочитаемые каналы получения информации (по данным вопросов «Какой канал получения информации является для Вас наиболее удобным для получения информации о новостях маркировки?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Отвечая на вопрос об операторе проекта по маркировке табака, большинство опрошенных затруднились назвать оператора проекта маркировки (63% по всей выборке), еще 29% ответили, что оператором является Центр развития перспективных технологий. Затруднились назвать оператора 57% предпринимателей в сфере торговли табачными продуктами и 48% предпринимателей в сфере неспециализированной торговли). (см. График 7).

График 7: Осведомленность об операторе проекта (по данным вопросов «В марте этого года в России началась маркировка табака. Вы знаете, кто является оператором проекта?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных).

Аналогичные результаты были получены об осведомленности о способе регистрации в системе маркировки Честный ЗНАК. 69% от всех опрошенных (63% опрошенных, относящихся к сфере торговли табаком и 55% опрошенных, относящихся к неспециализированной торговле) не знают, как регистрироваться в системе Честный ЗНАК, тогда как среди тех, кто относится к сфере торговли обувью 84% ответили, что не знают о порядке регистрации в системе Честный ЗНАК. (см. График 8).

График 8: Осведомленность о способе регистрации в системе маркировки (по данным вопросов «Вы знаете, как зарегистрироваться в системе маркировки Честный ЗНАК?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Когда респонденты говорили о недостаточной информации по маркировке товаров, чаще всего они указывали как недостаточную, информацию об оборудовании и программном обеспечении, необходимому продавцу (29% всех опрошенных), информацию о том, как технически будет реализована маркировка (25%), и какая ответственность будет предусмотрена за отсутствие маркировки (23%). Однако остальные варианты тоже выбирали достаточно часто, что позволяет говорить о том, что сроки и типы товаров, подлежащие маркировке (17%), информация о том, как отразится введение маркировки на цене товара от производителя (13%), информация по маркировке импортных товаров (12%), и стоимость использования инфраструктуры для маркировки (11%) также являются важными для предпринимателей сферы торговли (см. График 9).

График 9: Области недостаточного информирования (по данным вопросов «Какой информации о маркировке Вам не хватает?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных заявляет, что знает о введении маркировки, или по крайней мере слышало об это проекте (89% всех опрошенных), большинство опрошенных затрудняются назвать оператора проекта маркировки (63% по всей выборке), не могут назвать сроки введения маркировки товаров в России, а именно, когда магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет (53% предпринимателей), а также – когда оборот, производство и продажа сигарет без маркировки будут запрещены (63% опрошенных.
При этом, почти половина опрошенных (45%) сказала, что еще не начинали искать информацию о маркировке товаров, данные по сфере торговли табаком, обувью и неспециализированной торговли примерно одинаковы (45%, 49% и 38% соответственно).
Несмотря на это, представители сферы торговли отмечают, что есть некоторые пробелы в информировании о введении маркировки, и они хотели бы получать более подробную информацию (только 13% предпринимателей ответили, что им достаточной имеющейся информации о маркировке)

2. Оценка ожидаемых сложностей при внедрении маркировки

Что касается технической оснащенности магазинов, то 2d-сканеры штрих-кода используются на кассе 71% предпринимателей в сфере неспециализированной торговли (и 11% не используют никакие сканеры), тогда как в сфере торговли табаком только 32% имеют 2d-сканеры, 22% имеют обычные сканеры, а 41% вообще не используют сканеры штрих-кода на кассе. В сфере торговли обувью тех, кто не использует сканеры штрих-кодов на кассе больше половины (56%), а 38% используют обычные (16%) или 2d-сканеры штрих-кода (22%) (см. График 10).

График 10: Техническая база (по данным вопросов «Вы используете в своем магазине 2d-сканеры штрих-кода на кассе? (например, для считывания кода с алкогольной продукции)?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Тем, кто ответил, что на кассе не используются никакие сканеры штрих-кода, задавался дополнительный вопрос об оценке стоимости покупки такого оборудования, и чуть больше половины предпринимателей (57%) считают, что покупка одного сканера обойдется им в сумму до 4000 рублей – при этом 28% оценивают затраты на покупку сканера штрих-кода в сумму менее 2000 рублей, почти столько же (29%) считают, что необходимо будет заплатить от 2001 до 4000 рублей. Каждый пятый предприниматель (20%), из тех, у кого еще нет сканеров штрих-кода, считают, что на его покупку потребуется от 4001 до 6000 рублей и примерно столько же (23%) оценивают покупку в сумму более 6001 рубля. (см. График 11).

График 11: Оценка затрат на покупку сканера штрих-кода для считывания кода с сигарет (по данным вопроса «Как Вы оцениваете затраты на покупку сканера штрих-кода для считывания кода с сигарет?», в %% от числа всех ответивших, что не используют или не имеют сканеры-штрих-кода в вопросе «Вы используете в своем магазине 2d-сканеры штрих-кода на кассе? (например, для считывания кода с алкогольной продукции)?»

Большая часть предпринимателей (76% по всей выборке) имеет онлайн-кассы. Наибольший уровень оснащенности онлайн-кассами среди предпринимателей сферы неспециализированной торговли (85%) и сферы торговли табаком (76%), чуть меньший уровень оснащенности в сфере торговли обувью (69%), кроме того в сфере торговли обувью большее количество предпринимателей, сказавших, что их магазин работает без касс (22%), в сфере торговли табаком таких 17%, в сфере неспециализированной торговли – 9%. (см. График 12).

График 12: Наличие онлайн-касс в магазине (по данным вопросов «В Вашем магазине установлена онлайн-касса?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Больше половины предпринимателей (53% среди всех опрошенных) опасаются, что вряд ли обойдется без сложностей при введении маркировки, несмотря на длительный пилотный проект. Треть предпринимателей (33%) считают, что пилотный проект может помочь войти в обязательную маркировку без сбоев в поставках, однако для каких-либо выводов нуждаются в дополнительной информации, а еще 14% предпринимателей полагают, что риски сбоев поставок будут существенно снижены. (см. График 13).

График 13: Оценка возможности сбоев (по данным вопросов «Производители табачной продукции приступили к маркировке сигарет. Уже промаркировано более 220 млн. пачек. В пилоте по маркировке отработаны процессы с дистрибьюторами и крупным ритейлом. Считаете ли Вы, что длительный пилотный проект позволит войти в обязательную маркировку без сбоев в поставках?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?», в %% от числа всех опрошенных)

Таким образом, исследование показало, что 2d-сканеры штрих-кода используются на кассах 71% предпринимателей в сфере неспециализированной торговли, 32% предпринимателей в сфере торговли табаком, и 22% предпринимателей в сфере торговли обувью. В среднем, 41% представителей сферы торговли не используют сканеры штрих-кодов (41% среди предпринимателей сферы торговли табаком, 56% среди предпринимателей сферы торговли обувью и 17% среди предпринимателей сферы неспециализированной торговли). И чуть больше половины предпринимателей (57%) считают, что покупка одного сканера обойдется им в сумму до 4000 рублей.
76% предпринимателей указали, что в их магазине уже установлена онлайн-касса.

3. Опыт взаимодействия с контрафактом

Как было описано выше, по данным исследования треть предпринимателей (33%) считают одним из основных вопросов, которые решает маркировка товаров – защиту покупателей от контрафактной продукции. При этом, в сфере неспециализированной торговли около трети (30%) предпринимателей сталкивались с контрафактной продукцией за последние два года в качестве покупателей, примерно такой же уровень среди представителей сферы торговли обувью (35%), в то время, как среди представителей сферы торговли табаком каждый второй (50%) сказал, что сталкивался с нелегальной или контрафактной продукцией как покупатель. (см. График 14).

График 14: Личный опыт взаимодействия с контрафактом (по данным вопросов «Сталкивались ли Вы, как покупатель, с поддельной, нелегальной, контрафактной продукцией за последние два года?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?» в %% от числа всех опрошенных)

При этом, данные, полученные из ответов на вопрос «Замечали ли Вы, что Ваши покупатели уделяют внимание проверке подлинности товаров (изучают качество полиграфии на упаковках, место производства, запрашивают сопроводительную документацию на товар и т.д.)?», практически не отличаются в зависимости от сферы торговли. В среднем, около 40% предпринимателей замечали, что покупатели просят сопроводительную документацию на товар, или интересуются иными подтверждениями подлинности товара: с этим сталкивались 46% предпринимателей в сфере неспециализированной торговли, 38% предпринимателей в сфере торговли обувью и 41% предпринимателей в сфере торговли табаком. (см. График 15)

График 15: Опыт взаимодействия с контрафактом среди покупателей (по данным вопросов «Замечали ли Вы, что Ваши покупатели уделяют внимание проверке подлинности товаров (изучают качество полиграфии на упаковках, место производства, запрашивают сопроводительную документацию на товар и т.д.)?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?» в %% от числа всех опрошенных)


Так же, более половины опрошенных (55%) считают, что размещение в магазине материалов, сообщающих о легальности продаваемого товара, является конкурентным преимуществом. Причем более часто это отмечали представители сферы неспециализированной торговли (62%) и сферы торговли табаком (59%) (см. График 16)

График 16: Информирование о легальности товара как конкурентное преимущество (по данным вопросов «Считаете ли Вы конкурентным преимуществом размещение в магазине pos-материалов (наклейки, таблички), которые сообщают покупателю, что Вы продаете только легальный товар?» и «…, скажите, пожалуйста, в какой сфере торговли и услуг работает Ваша компания?» в %% от числа всех опрошенных)

Таким образом, более половины всех предпринимателей (55%) считают конкурентным преимуществом размещение материалов, сообщающих о продаже только легального материала. При этом, 39% предпринимателей отвечали, что сталкивались лично с нелегальными товарами, как покупатели и 41% сказали, что замечали, как покупатели уделяют внимание проверки подлинности товаров.

ВЫВОДЫ

Подавляющее большинство – 89% опрошенных хорошо осведомлены о введении маркировки (39%) или, по крайней мере, что-то слышали об этом проекте (49% всех опрошенных). Только 11% сказали, что впервые слышат о введении маркировки. При этом наибольший процент тех, кто хорошо осведомлен о маркировке, среди предпринимателей сферы табачной торговли (49% из всех ответивших, относящихся к этой сфере торговли) и сферы неспециализированной торговли, где кроме товаров повседневного спроса, продаются обувь и/или табачные изделия (46%).

Почти половина опрошенных (45%) сказали, что еще не начинали искать информацию о маркировки товаров. Те, кто сказали, что уже искали информацию, в качестве источников называли прежде всего сайт Центра развития перспективных технологий (22% всех опрошенных), поисковые сервисы интернета (21%) и сайты поставщиков решений (20%).

Возможно именно вследствие этого факта, большинство опрошенных затрудняются назвать оператора проекта маркировки (63% по всей выборке), однако еще 29% ответили, что оператором является Центр развития перспективных технологий, 6% считают, что это ФНС, а 3% – Минпромторг. Аналогичные результаты были получены об осведомленности о способе регистрации в системе маркировки Честный ЗНАК – 69% от всех опрошенных не знают, как регистрироваться в системе Честный ЗНАК, а 31% сказали, что знают, как зарегистрироваться.

Представители сферы торговли отмечают, что есть некоторые пробелы в информировании о введении маркировки, и они хотели бы получать более подробную информацию (87% предпринимателей назвали типы сведений, о которых они хотели бы знать подробнее).

Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки решает в первую очередь следующие вопросы: повышение налоговых выплат (37% от всех представителей розничной торговли), усиление контроля рынка государством (36%) и защита покупателей от контрафактной продукции (33%), уход с рынка нелегальных торговцев (22%), 10% предпринимателей видят в этом возможность для развития честного бизнеса и 9% отметили, что не понимают, какие вопросы решает маркировка.

39% предпринимателей сказали, что за последние два года сталкивались лично с нелегальными контрафактными товарами, как покупатели. В то же время, 41% предпринимателей замечали, что покупатели уделяют внимание проверке подлинности товаров (просят сопроводительную документацию на товар, или интересуются иными подтверждениями подлинности товара).

Более половины всех предпринимателей (55%) считают, что размещение в магазине материалов, сообщающих о продаже только легальных товаров, является конкурентным преимуществом.

Большая часть предпринимателей (76% по всей выборке) имеет онлайн-кассы, у 7% предпринимателей есть касса, но она не передает данные онлайн, так как нет интернет, еще 17% предпринимателей ответили, что в их магазине нет кассы, так как они являются самозанятыми или работают на патенте.

Всего, в магазинах 38% предпринимателей есть 2d-сканеры штрих-кода, 17% ответили, что используют обычные сканеры, 41% не используют никакие сканеры и 4% сказали, что не знают, какие именно сканеры штрих-кода используются в их магазине.

Среди тех, кто не использует на кассах магазинов сканеры штрих-кодов (41% по общей выборке), чуть больше половины предпринимателей (57%) считают, что покупка одного сканера обойдется им в сумму до 4000 рублей. При этом 28% оценивают затраты на покупку сканера штрих-кода в сумму менее 2000 рублей, почти столько же (29%) считают, что необходимо будет заплатить от 2001 до 4000 рублей. Каждый пятый (20%) считает, что на его покупку потребуется от 4001 до 6000 рублей.

В связи с длительным пилотным проектом по маркировке, 14% предпринимателей полагают, что риски сбоев в поставках будут существенно снижены, еще треть предпринимателей (33%) также считают, что удастся обойтись без сбоев в поставках, однако нуждаются в дополнительной информации для того чтобы делать выводы. При этом 53% предпринимателей опасаются, что вряд ли обойдется без сложностей при введении маркировки, несмотря на длительный пилотный проект.

Около половины опрошенных в организациях сферы торговли табаком и неспециализированной торговли (53%) знают, что магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года, еще 37% предпринимателей затруднились ответить.

Почти треть опрошенных предпринимателей сферы торговли табаком и сферы неспециализированной торговли (30%) осведомлены о том, что с 1 июля 2020 года вступает в действие запрет на оборот, производство и продажу сигарет без маркировки, 50% затрудняются ответить, а еще 19% выбирают другие даты.

Презентацию с результатами исследования можно скачать по ссылке.

Оксана ГРЕБЕНЬ, руководитель проектов Левада-Центра

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

close

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!