Пресс-выпуски

Динамика индекса потребительских настроений в конце ноября

Индекс потребительских настроений в конце ноября снова показал снижение экономических оценок и ожиданий среди россиян. Снижение конца ноября произошло после небольшого восстановления в начале осени на фоне относительно спокойного лета. Нынешний спад может быть обусловлен новой волной эпидемии и ростом цен на товары повседневного спроса.

Рис.1. Динамика агрегированного индекса потребительских настроений (ИПН)

Индекс потребительских настроений

(март 2008 года - 100%)

 
ИПН
03.200809.200812.200802.200905.200906.200907.200908.200909.200910.200911.200912.200901.201002.201003.201004.201005.201006.201007.201008.201009.201010.201011.201012.201001.201102.201103.201104.201105.201106.201107.201108.201109.201110.201111.201112.201101.201202.201203.201204.201205.201206.201207.201208.201209.201210.201211.201212.201201.201302.201303.201304.201305.201306.201307.201308.201309.201310.201311.201312.201301.201402.201403.201404.201405.201406.201407.201408.201409.201410.201411.201412.201401.201502.201503.201504.201505.201506.201507.201508.201509.201510.201511.201512.201501.201602.201603.201604.201605.201606.201607.201608.201609.201610.201611.201612.201601.201702.201703.201704.201705.201706.201707.201708.201709.201710.201711.201712.201701.201803.201805.201807.201809.201811.201801.201903.201905.201907.201909.201911.201901.202003.202009.202011.202002.2021
10095756264697276727573837877787782828282808484877774797881848081848482818484848590818081828079838280818185858380817976838280828489878385787878686363667075756966706964655763596465706967677268717172727676767576817774817987807575727280798081828468736974

Методика построения индекса потребительских настроений

Исследование указывает, что причиной кратковременного роста индекса в начале года были повышенные ожидания. Оценка текущего материального состояния семьи практически не восстанавливалась, и нынешнее падение выводит этот показатель на новый минимум за последние три года.

У нынешнего кризиса есть отличительная особенность. Оптимизм в отношении экономики государства меньше, чем в отношении собственной семьи: доля тех, кто ждет ухудшения ситуации в стране больше, чем доля тех, кто ждет ухудшения материального положения собственной семьи. При этом с конца 2016 года ситуация была противоположной. Растет пессимизм и в отношении пятилетней перспективы государства. На фоне второй волны эпидемии коронавируса россияне все меньше ждут развития экономики страны и существенного роста благосостояния населения и скорее готовы полагаться на собственные силы.

Рис.2. Динамика компонентов индекса потребительских настроений (ИПН)

Нынешнее снижение экономических оценок затронуло прежде всего обеспеченные слои населения. Индекс в среде наиболее бедных групп населения практически не снизился. Это может говорить об относительном ухудшении качества жизни и снижении оптимизма у платежеспособных слоев населения. Наиболее бедные россияне оценивают ситуацию так же, как и в марте и сентябре этого года. Важно отметить, что снижение оценок произошло именно в городской среде и особенно остро – в столице, а опрос среди сельского населения также не зафиксировал снижения индекса.

Рис.3. Динамика индекса потребительских настроений (ИПН) в разрезе материального статуса респондентов

Новый спад индекса, зафиксированный в конце ноября, произошел преимущественно среди тех, кто одобряет ситуацию в стране. Это изменение приостановило нарастание разрыва в оценках между «оптимистами» и «пессимистами», которое происходило в последние два-три года. Усугубление кризиса может привести к тому, что доля «оптимистов», по мнению которых страна идет в правильном направлении, будет в дальнейшем снижаться по мере накопления недовольства экономической ситуацией.

Рис.4. Динамика индекса потребительских настроений (ИПН) в разрезе оценки положения дел в стране

Готовность совершать крупные покупки также снизилась и сейчас находится на мартовском уровне. Этот показатель еще не достиг минимальных значений 2014 и 2016 годов, но на фоне ухудшающихся оценок материального положения может свидетельствовать о желании россиян сберегать средства и сокращать расходы. Индекс потребительской активности Сбербанка также фиксирует падение и снижение разнообразия в потреблении в конце ноября и смещение потребительского внимания на базовые покупки. Тем не менее в начале декабря индекс Сбербанка зафиксировал небольшой рост на фоне предновогоднего спроса.

Рис.5. Динамика индекса крупных покупок

Рис.6. Динамика скользящего среднего Индекса потребительской активности (Сбербанк) за 7 дней

Степан Гончаров, Ольга Караева

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь