По сравнению с мартом выросло число россиян, которые полагают, что «мы сейчас переживаем самые трудные времена», и снизилось число тех, кто ожидает худшего в будущем. Подобные изменения наблюдались и в предыдущие годы. Потребительские настроения в отношении крупных покупок по майским показателям напоминают ситуацию начала 2020 года, когда экономика страны столкнулась с кризисом, вызванным коронавирусом.
По сравнению с мартом выросло число россиян, которые полагают, что «мы сейчас переживаем самые трудные времена» (с 16% до 28%) и снизилось число тех, кто ожидает худшего в будущем (с 54% до 48%). Подобные изменения наблюдались и в предыдущие годы. Чувство разворачивающего кризиса сопровождал экономический спад 2008-2009 годов и конфликт с Украиной в 2014-2015 годах. В 2016-2017 годах, после «замораживания» конфликта, было зафиксировано снижение обеспокоенности насчет будущего: респонденты полагали, что текущий момент можно считать самым тяжелым, после которого жизнь в стране станет легче. Кризис общественных ожиданий 2018 года, вызванный пенсионной реформой, вновь вернул обеспокоенность насчет будущего на первый план.
Можно предположить, что нынешние экономические трудности, совпав с ростом политической поддержки, вернут общественные оценки к ситуации 2016-2017 годов. Тогда большому число россиян проблемы были хорошо заметны, но казались временными.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ СЕЙЧАС САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА, ИЛИ ОНИ УЖЕ ПОЗАДИ, ИЛИ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ?
![](https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2022/06/image-18.png)
Оценивая возможные негативные последствия изменений в экономике, россияне в целом выразили более оптимистичные оценки, чем в марте. В апреле 2022 года 20% россиян ждут или уже столкнулись с задержками заработной платы, по 23% — с уменьшением зарплаты или сокращениями.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС И О ЧЛЕНАХ ВАШЕЙ СЕМЬИ, ПРОЖИВАЮЩИХ ВМЕСТЕ С ВАМИ, ОЖИДАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕЙЧАС…
ЗАДЕРЖЕК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ? | УМЕНЬШЕНИЯ (УРЕЗАНИЯ) ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ? | СОКРАЩЕНИЯ КАДРОВ, УВОЛЬНЕНИЯ? | |
Это уже происходит | 7 | 9 | 8 |
Это может случиться | 13 | 14 | 15 |
Думаю, что не случится | 60 | 56 | 56 |
Никто в семье не работал | 16 | 16 | 16 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 | 6 |
Число россиян, уверенных в своем профессиональном положении, по сравнению с мартовским опросом увеличилось на 6 процентных пунктов. Их число растет с начала 2020 года.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС И О ЧЛЕНАХ ВАШЕЙ СЕМЬИ, ПРОЖИВАЮЩИХ ВМЕСТЕ С ВАМИ, ОЖИДАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕЙЧАС СОКРАЩЕНИЯ КАДРОВ, УВОЛЬНЕНИЯ? (в %% от тех, у кого есть работа / работающие члены семьи)
![](https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2022/06/image-19.png)
Растущая уверенность респондентов в том, что они не лишатся работы и не почувствуют снижения или задержек заработной платы, поддерживает потребительские настроения россиян. Число россиян, которые ждут замедления роста цен в ближайшие месяцы, выросло.
КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, БУДУТ МЕНЯТЬСЯ ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ В БЛИЖАЙШИЕ ОДИН-ДВА МЕСЯЦА?
![](https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2022/06/image-20.png)
Оптимизм экономических ожиданий служит фоном для некоторой коррекции потребительских настроений. За месяц резко снизилось число россиян, готовых отложить покупки (с 55% до 40%). При этом больше россиян собираются совершить покупки в запланированные сроки (17%), но также увеличилась и доля тех, кто не собирался совершать крупные покупки: с 27% до 36%.
ЕСЛИ У ВАШЕЙ СЕМЬИ ЕСТЬ ПЛАНЫ КРУПНЫХ ПОКУПОК, ТО ВЫ СЕЙЧАС БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ В ТЕ СРОКИ, В КОТОРЫЕ ПЛАНИРОВАЛИ, ПОСТАРАЕТЕСЬ ПОТОРОПИТЬСЯ С ТАКИМИ ПОКУПКАМИ ИЛИ, НАПРОТИВ, ОТЛОЖИТЕ ИХ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ?
![](https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2022/06/image-21.png)
Респонденты со средним или относительно высоким потребительским статусом чаще, чем в апреле, отмечают, что вернулись к покупкам в намеченные сроки или не планируют крупные расходы. Респонденты, находящиеся близко к черте бедности — чей потребительский статус едва позволяет покупать продукты питания — также заметно чаще говорят о том, что у них нет запланированных крупных покупок. Потребительские настроения в отношении крупных покупок по майским показателям напоминают ситуацию начала 2020 года, когда экономика страны столкнулась с кризисом, вызванным коронавирусом.
![](https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2022/06/image-22.png)
Степан ГОНЧАРОВ
МЕТОДОЛОГИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
Опрос Левада-центра проведен 26 — 31 мая 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1634 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.