Москвичи прежде всего жалуются на мигрантов, загруженность дорог и высокие цены. Среди привлекательных черт своего района опрошенные чаще называют транспортную доступность, развитую социальную инфраструктуру и хорошую экологию, среди непривлекательных — удаленность от центра, плохую экологию и низкое качество жилого фонда.
Среди основных проблем Москвы респонденты выделяют следующие: “много приезжих, мигрантов” (18%), “пробки, много машин” (16%) и “рост цен, инфляция” (14%). Также опрошенные часто отмечали проблемы, связанные с ЖКХ (12%) и плохим состоянием экологии (12%). Около четверти называли проблемы инфраструктуры. Примерно пятую часть (19%) опрошенных ничего не беспокоит.
Много приезжих, мигрантов и др. | 18 |
Пробки, много машин, загруженность дорог | 16 |
Рост цен, инфляция, дорогая жизнь, рост цен и тарифов, падение уровня жизни, неравенство | 14 |
Проблемы ЖКХ, отключение воды, ржавая вода, уборка дворов, не расселяют, аварийные дома, реновация, капремонт | 12 |
Плохая экология, загрязнение окружающей среды, загазованность, плохой воздух, плохая экология | 12 |
Постоянный ремонт, благоустройство, укладка плитки, смена бордюров, пыль и грязь, изрыли весь город | 10 |
Плохие дороги, ухабы, плохой асфальт, работа светофоров, мало развязок | 7 |
Плохая городская инфраструктура | 7 |
Мало парковок, не хватает парковок в центре, высокие цены | 6 |
Транспорт, остановки, плохая работа общественного транспорта, неохваченность отдельных районов | 6 |
Проблемы здравоохранения, очереди в поликлиниках, медицина | 4 |
Качество управления: произвол, коррупция, невнимание к гражданам, бюрократизм | 4 |
Повсеместные стройки, жилья, дорог | 4 |
Много бездомных и попрошаек, алкоголики у подъездов, пьяные, преступность, наркомания | 3 |
Вырубка парков, деревьев, покос травы, бензокосы, мало зелени, парков, зон отдыха | 3 |
Низкие зарплаты, низкие пенсии, соцвыплаты, не индексируют | 2 |
Безработица, недостаток рабочих мест, трудно найти работу | 2 |
Проблемы образования, школы, внешкольные занятия для детей | 2 |
Магазины, нет магазинов, торговых центров, рынков, ярмарок, | 2 |
Уплотнительная застройка, строительство, уплотненность | 2 |
Перенаселенность, прирост населения, много народа | 2 |
Низкая культура, сквернословие, хмурые лица, не убирают за собаками и проч. | 2 |
Мусор, не вывозят мусор, нет раздельного сбора | 1 |
Шум ночью, хостел или ресторан на первом этаже, молодежь шумит, шум от строек, шум ремонта | 1 |
Электросамокаты, гироскутеры, доставщики интернет-магазинов | 1 |
Детские площадки, дорогая замена песка, неблагоустроенные дворы и придомовые территории | 1 |
Детские сады, нет мест в садах | 1 |
Экономический и финансовый кризис, плохая экономика, закрываются магазины, кафе, парикмахерские \ нет роста экономики | 0 |
Правоохранительная система, разгон протестующих, запрет митингов | 0 |
Недовольство действиями властей в связи с эпидемией (слишком жестко, слишком мягко, штрафы, обязательная прививка) | 0 |
Другое | 7 |
Никакие не беспокоят | 19 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
В привлекательных сторонах районов, в которые проживают респонденты, более половины (54%) выделяют хорошую транспортную обеспеченность, 45% — развитость социальной инфраструктуры, 44% — благоприятную экологическую ситуацию и близость к природным территориям.
Среди непривлекательных черт районов москвичи отмечают удалённость от центра города (19%), плохую экологическую ситуацию (15%), плохое состояние домов (14%) и плохую архитектуру (14%). Четверть респондентов не видят ничего непривлекательного в своих районах.
МЕТОДОЛОГИЯ
Московский опрос проведен 11-20 июня 2022 года по репрезентативной выборке населения Москвы среди 508 человек в возрасте 18 лет и старше. Исследование проводилось на улице методом личного интервью в формате CAPI (на планшетах). Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных опроса не превышает 6,6%.
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.